Опубликованные материалы

Педагогический вестник «Социо-игровая технология в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»

19-05-2024

Гноевая Анна Сергеевна

воспитатель, МБДОУ "Улыбка" ЯНАО г.Ноябрьск

«Мы не учим, а налаживаем ситуации,
когда их участникам хочется доверять друг другу
и по своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект
добровольного обучения,
тренировки и научения» В. М. Букатов
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Формируя модель организации игровой деятельности в учреждении, мы учитывали взаимодействие взрослых и детей ориентированного на интересы детей, учитывающую социальную ситуацию их развития, поддержку инициативы и самостоятельности детей в игре, возможность выбора материалов, места и участников игры. Интересной находкой стало социо-игровая технология В.М.Букатова. Данная технология используется в детских садах. А создана технология еще в 80 годы Букатов, Е. Шулежко, А. Ершова. Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Почему была выбрана данная технология? Данная технология позволяет действовать педагогу в соответствии со стандартом, выстраивает общение взрослого и ребенка на равных с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сам ребенок становиться активным в выборе и содержании игры, а главное создаются условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно.
Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. “Что же такое детская игра?” Я предлагаю вам несколько вариантов определений игры. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
«Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения. Суть проблемы заключается в том, что педагог должен разрушить барьер между ребенком и взрослым и стать равноправным партнером, быть терпеливым и сдержанным, поддерживать и развивать фантазию детей, не оставлять без внимания проблемы. Методика В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий включает разные стили обучения.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Эта методика, по словам В.М. Букатова, держится на «трех китах»:
1) движение,
2) вариативность,
3) работа малыми группами.
При использовании игр социо – игровой направленности, педагогическое мастерство включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми работает воспитатель в настоящий момент. Любая детская игра осуществляется в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Право на ошибку имеют как ребенок, так и воспитатель.
Для повышения уровня теоретических знаний и сознания необходимости использования приемов и методов социо - игрового подхода к игровой деятельности можно провести обучающий семинар «Золотые правила» социо-игровой технологии». Мастер класс «Осенние листочки», «Первый снег», практикум «Пять советов воспитателям», тренинг «Игры, применяемые в социо-игровой технологии» с целью повышения уровня практических умений педагогов. Мастер – класс «Предметно – пространственная среда для организации игровой деятельности и подгрупповой деятельности дошкольников». Закрепит знания применения технологии в блиц – игре «Основные правила социо – игровых подходов».
Социо – игровая технология внедряется в детском саду, создается атмосфера эмоционального подъема и закрепощенности, педагоги активно обучают детей умению слышать, распределять роли, оказывать помощь, обмениваться информацией и строить совместно действия в игре. В детях развивается уверенность в своих силах, снимается чувство страха за ошибку. Умение общаться на равных с воспитанниками и умение общаться воспитанников друг с другом на равных стоит многого. Ведь общение – это соединение двух душ и, дети, на миг, становясь, равными получают гораздо больше, чем поучения и это самое важное и самое главное в жизни детей. Таким образом, ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Практическая значимость данной технологии заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать ее, когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Данная технология помогает воспитателям организовывать деятельность детей в течение всего дня в соответствии с ФГОС.

Поиск