Опубликованные материалы

Педагогическая копилка "Готовность ребенка к школьному обучению в ДОУ"

18-10-2023

Гноевая Анна Сергеевна

воспитатель, МБДОУ "Улыбка" ЯНАО г.Ноябрьск

Готовность ребенка к школьному обучению должна быть как интеллектуальной, так и личностной (нравственно-волевая готовность, интерес к учению в школе, желание стать школьником).
Программа воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы предусматривает дальнейшую воспитательно-образовательную работу, которая обеспечивает всестороннее развитие детей и их специальную подготовку к тем предметам, которые будут изучать первоклассники в школе. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс более глубокой подготовки.Необходимо обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.Эта готовность должна быть как интеллектуальной,так и личностной.
Интеллектуальная готовность обеспечивается наличием у ребенка запаса знаний,представлений и обязательно уровнемразвития его интеллектуальных процессов,т.е ценных качественных особенностей детского мышления.Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.
К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);
• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);
• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен ориентироваться на плане комнаты);
• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);
• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);
• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);
• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.
Интеллектуальная готовность обеспечивается наличием у ребенка запаса знаний, представлений и обязательно уровнем развития его интеллектуальных процессов, т.е.ценных качественных особенностей детского мышления.
Исключительно важна личностная готовность: положительное отношение к школе, желание учиться, приобретать знания, трудиться.
Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни, иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».
Не менее важна для общего развития и подготовки ребенка к школе воспитательно-образовательная работа вне занятий, в повседневной жизни. Она осуществляется, под руководством воспитателя. А именно в процессе выполнения детьми режима, когда у них складываются гигиенические и культурные навыки и привычки, осуществляется закаливание организма и развитие движений; при наблюдении природы и доступных явлений общественной жизни; во время посильного труда(дети выполняют обязанности дежурных, поручения); в ходе совместных игр и т.д.
Многое внимание уделяется воспитанию правильных отношений между сверстниками, между детьми и взрослыми -доброжелательных, внимательных и заботливых, уважительных.
Поощряем ценные проявления ребенка по отношению к людям.
Успешная подготовка детей к школе предполагает усвоение всей программы детского сада.

Поиск