Опубликованные материалы

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ

23-12-2024

Алина Петровна Андреева

 

 Преподаватель, МБУДО "Цивильская ДШИ им. О.Я. Агаковой" Цивильский муниципальный округ Чувашской Республики

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
Современное социально-экономическое положение России выдвигает целый ряд проблем, связанных с формированием творческой личности, способной самостоятельно ориентироваться в мире культурных ценностей, готовой к творческой самореализации. Формирование такой личности происходит и в семье, и в системе общего образования, и в условиях дополнительного образования.
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, оно действительно «свое», личное – по выбору, по характеру, «по душе».
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественно-эстетическое направление, так как именно через искусство происходит передача духовного опыта, способствующего всестороннему развитию детей.
В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное обязательство выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности.
Использование гитары в педагогическом процессе может помочь в решении данного вопроса. Гитара является одним из самых популярных инструментов в наше время, как для старшего поколения, так и для молодёжи. В современном мире этот инструмент переживает период бурного расцвета.
Основная задача преподавателя музыкальной школы, школы искусств – привить ученикам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров. Для достижения этой цели педагог должен использовать наиболее эффективные методы и формы организации учебного процесса, к которым можно отнести создание благоприятной атмосферы во время занятий, ситуаций успеха, частая смена видов деятельности, переключение внимания учеников, личный пример учителя, его исполнительское мастерство.
Зная особенности ученика (его свойства нервной системы, темперамент), педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать разные формы педагогического воздействия, проводить индивидуальную коррекцию, которая позволит ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.
От школьников-холериков педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных спокойных ответов, добросовестного отношения к работе; воспитывать в них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания, изучения музыкального произведения у холериков следует формировать умение вести работу последовательно, по определенному плану. Взаимоотношения с учеником-холериком необходимо строить на основе уважения и высокой требовательности. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект, не допуская командный стиль отношений. Воздействовать через честолюбие, поощрять волю и упорство.
Поскольку меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, преподаватель должен учитывать это в учебной работе, правильно дозировать нагрузки. У таких учащихся следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
Школьнику-флегматику в процессе учебной работы нередко мешает его медлительность. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность учеников-флегматиков, бороться с их равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью.
Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, ищущий, подвижный, но без резкости и порывистости. Очень энергичный и работоспособный, он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. В учении сангвиник рвется вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции. Ему свойственна доброта, готовность прийти на помощь, что проявляется в общении со сверстниками. Очень склонен к коллективизму, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен и приветлив.
В моем классе гитары занимаются 16 учеников на бюджетной основе, с пятигодичным и трехгодичным сроком обучения. Этих детей я набираю в возрасте от 10 до 12 лет. Это такой переломный возраст в развитии, когда дети уже чувствуют себя более самостоятельными, уверенными в себе. Чаще в этом возрасте они приходят в музыкальную школу не по указке родителей, а по своей инициативе. Но в этом существует и определенный минус, т. к. родители в данном случае нередко остаются безучастными, мало интересуются успехами своего ребенка, редко посещают родительские собрания, которые всегда заканчиваются концертом. Так же специфика этого инструмента такова, что не всегда ожидания детей, связанных с этим инструментом, совпадают с тем, чему бы я хотела их научить. Бывает, что дети ждут более легкий способ обучения, например, обучиться игре аккордами популярных песен, что тоже не исключается моей рабочей программой. С этими детьми основная форма работы - индивидуальная. В этом случае, чтобы обучение было успешным, необходимо учитывать особенности их характера, темперамента. Например, Портнова Маргарита (9 лет) занимается во втором классе ДШИ. Рита отличается высокой чувствительностью нервной системы. Она застенчивая, нерешительная. Поэтому я пытаюсь развить в ней общительность, стараюсь, чтобы Рита как можно больше раскрылась на уроках. Мосолов Дмитрий (14 лет) - ученик 4 класса. Уравновешенный, спокойный, обладает большой выносливостью и трудоспособностью, всегда доводит свою работу до конца. Но здесь приходиться «бороться» с его медлительностью, заставлять его работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому произведению. Леонтьева Лидия (13 лет) ученица 3 класса. Энергичность, общительность у нее часто и очень неожиданно сменяется на неуверенность, удрученность со вспышками агрессии. Нежелание выделиться и играть лучше других нам очень мешает в работе. Поэтому своей первой и самой важной задачей я считаю помочь поверить Лиде в свои силы.
Очень многим людям сейчас не нужно виртуозное владение гитарой и знания музыкальных терминов, нот. Им не нужны монотонные упражнения и тянущееся время в ожидании результата.
Главное для многих, чтобы в любой компании они смогли создать уютную дружескую атмосферу, сыграть и спеть ту песню, которую они захотят, которая нравится их друзьям. Песни под гитару прогоняют одиночество, воспитывают уверенность в себе и помогают самореализоваться.
Для работы с такой категорией учащихся в нашей школе организовываются годичные хоз. расчетные группы по обучению игры на гитаре. Как правило, в такие группы приходят учащиеся старших классов общеобразовательной школы, студенты Цивильского техникума. Обучение проходит два раза в неделю -одно занятие в индивидуальной форме, второе - игра в ансамбле. Обучение включает в себя знакомство с основами нотной грамоты, игра по нотам одно-, двухголосных произведений. С некоторыми обучающимися испытываем трудности в освоении нотной грамоты, в таких случаях приходится использовать метод работы с табулатурой.
Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию "на слух". Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь.
Как правило, эти дети ходят в музыкальную школу с большим удовольствием. Здесь практически не бывает пропусков, они много занимаются дома, очень любят выступать с ансамблем.
Главное для меня, чтобы окончив музыкальную школу, мои ученики не испытывали после этого отвращение к музыкальному инструменту, а наоборот, пронесли эту любовь к музыке через всю свою жизнь.

Поиск