Опубликованные материалы

Музыкальная память или как запомнить нотный текст

23-12-2024

Александрова Татьяна Анатольевна

 

 преподаватель по классу фортепиано МБУДО "Цивильская детская школа искусств им. О.Я.Агаковой" Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики









Музыкальная память или
как запомнить нотный текст.






Выполнила:
Преподаватель I
квалификационной категории
по классу фортепиано
Александрова Т.А.




Цивильск 2024
Введение. Актуальность.
Сегодня в музыкальной образовательной практике, преподаватель очень часто сталкивается с тем, что некоторым ученикам запоминание музыкального произведения с последующим его воспроизведением, дается с большим трудом. Причину можно найти в том, что современный ученик перегружен разными дополнительными занятиями, кружками. Так же сюда можно отнести информационные технологии – компьютеры, телефоны, гаджеты. Да, положительный момент от них тоже имеется, но злоупотребление цифровой информацией приводит к ухудшению концентрации внимания, вызывает интеллектуальное и психическое переутомление, способствует тому, что память становится поверхностной и кратковременной. Исходя из этого, учитывая все негативные факторы, педагогу стоит искать и пробовать различные подходы, эффективные способы работы, узнавать индивидуальность ученика.

Когда маленький ребенок слышит звуки музыкального инструмента, ему непременно хочется тоже поиграть на нем, прикоснуться, услышать воспроизводимый звук. Итак, заинтересованный малыш приходит в музыкальную школу. Его радости нет предела. Ему все нравится, все интересно. И со временем его обучения, дело доходит до запоминания нотного текста. Да, для большинства ребят - это самая неприятная часть работы над произведением. С такой задачей могут столкнуться и опытные музыканты, и начинающие. Перед нами, педагогами, встает сложный вопрос: как же помочь ученикам запомнить нотный материал? Наступает сложный период, на который, порой, уходит много времени. И результат, тоже может быть не самым лучшим, когда во время исполнения произведения, в самый ответственный момент, вдруг, подводит память и ученик теряется.
Попробуем разобраться в этом вопросе, чтобы ребята могли правильно учить свои произведения и не терялись во время исполнения.
Все мы пониманием, что музыкальная память – это способность человека запоминать, сохранять и последовательно воспроизводить музыкальный материал.
Существует несколько видов музыкальной памяти:
Итак, первый вид - это моторная (или двигательная) – запоминание и воспроизведение определенных движений и всего, что с ними связано;
Далее, следующий вид – это слуховая память – ребенок запоминает звучание произведения в целом;
Зрительная память – здесь идет запоминание самой нотной записи музыкального произведения;
Логическая память – ученик запоминает нотный материал путем проведения логических линий, четкого понимания структуры и смысловых группировок музыкального произведения;
Эмоциональная память – обучающийся запоминает общий характер и настроение музыкального произведения, эмоциональные ассоциации.
Юные пианисты обычно пользуются моторной и слуховой памятью. Но мы с вами понимаем, что для хорошего и уверенного исполнения на сцене этого недостаточно.
Вообще, моторная память – это, пожалуй, самая ненадежная и неэффективная. Здесь все понятно. Если ребенок проигрывает произведение много раз, то пальцы непроизвольно механически запоминают направление и движение на клавиатуре. Затем он понимает, что ноты ему не нужны, он может играть и без них. И вот здесь наступает, самый интересный момент. Неожиданно для исполнителя память дает сбой, и просто на какой-нибудь ноте настает «ступор». В голове юного исполнителя появляются куча вопросов: «Где я вообще остановился? «Что же нужно дальше играть?» и т.д. Время идет, зрители ждут, а у исполнителя паника… Так что же делать, как бороться, чтобы не было таких ситуаций? Например, можно использовать такой алгоритм. На помощь к нам придет логическая память. В музыке она будет самая надежная. Для начала, нужно внимательно, послушать музыкальное произведение. Может быть и не один раз. Затем проследить логическую цепочку. Посмотреть по какому принципу строится произведение. Тут на помощь нам придет форма данного произведения. При помощи нее мы можем определить гармоническую сетку, аккорды. И таким образом, у нашего юного музыканта не возникнут большие вопросы с выучиванием левой руки. В том случае, если гармония идет в ней. Останется под выученную гармонию и фактуру подставить мелодию в правой руке. Конечно, предварительно, разобрать и выучить по фразам правую руку. С такой задачей поможет справится слуховая память. Благодаря ей, юные музыканты без труда запоминают мелодические проведения. Через небольшое количество проигрываний, у ученика сложится общая картина данного произведения. После этого уже приступаем к деталям, таким как динамика, темп…
Да, безусловно, такой алгоритм подойдет не ко всем музыкальным произведениям. Например, произведения Баха следует воспринимать целостно с самого начала работы над ними. Но во время выучивания нотного текста, стоит находить опорные моменты, с которых ученик сможет безошибочно начать играть.
Юным музыкантам, конечно, хочется чувствовать уверенно себя на сцене. Для этого им нужно познать все тонкости исполняемого произведения. Для достижения такого результата при запоминании нотного текста следует использовать как можно больше видов музыкальной памяти. Это послужит гарантией блестящего выступления на сцене.
Заключение.
Итак, работать над произведением нужно целенаправленно и решая все задачи. Правильный разбор текста – это фундамент всей композиции. Хочется подчеркнуть, что хороший результат в запоминании нотного текста будет достигнут только при систематической и внимательной работе. Стараться создавать множество путей, которые приведут к одному и тому же результату. И не стоит забывать о том, что музыка – это искусство, в котором главные путеводители – это сердце и душа!

Поиск