Опубликованные материалы

Организация научно-исследовательской работы обучающихся как одно из важных направлений деятельности педагога-библиотекаря

11-11-2024

Павлова Христина Петровна

 

 педагог-библиотекарь, МОБУ СОШ №12 город Якутск

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.
Цель: Познакомить педагогов с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.
Методические:
1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.
2. Вооружить педагогов теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы .
Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки. Библиотекарь оказывает им и методическую и библиографическую помощь в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи.
При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами; - наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях; - высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.); - активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д. - возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования

С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся.

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Поиск