Опубликованные материалы

«Бабушкин сундучок» Фольклорное развлечение для детей средней группы

17-03-2022

Светлана Анатольевна Гаврилова

 

 МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»

Цели: формирование у детей интереса к русской народной культуре через знакомство с русскими народными играми и предметами быта.
Задачи: вызвать интерес к своему историческому прошлому; показать, что история мордовского народного костюма - это история народа, его духовной жизни; вызвать интерес к быту и досугу ушедших поколений; воспитывать глубокое уважение к прошлому: традициям и обычаям русского народа.

Ход развлечения:
В зал, оформленный в стиле русской избы, заходят дети, здороваются.
Бабушка Маша (взрослый). Здрав¬ствуйте, гости дорогие! Заходите, захо¬дите, радость в дом ко мне несите!
Вы ко мне с добром, а я к вам с золотом.
Люблю я гостей встречать-привечать,
Пирогами угощать!
Рассаживайтесь по лавкам, передохните
Да новости свои мне расскажите.
Дети (по очереди).
Рано утром, вечерком, поздно на рас¬свете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Чёрт намазал себе нос, напомадил руки
И из погреба принёс жареные брюки.
Между небом и землёй поросёнок рылся
И нечаянно хвостом к небу прице¬пился.
На заборе чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.
У нас лошади в галошах, а коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах, а боронят на санях.
Чепуха, чепуха, это просто враки!
Сено косят на печи молотками раки.
Бабушка Маша. Вот так новости вы мне рассказали! Чудеса, да и только! А у меня всё тихо, спокойно, всё ладком да мирком. (Раздаётся стук в дверь.)
А вот и моя подружка, весёлая ста¬рушка пожаловала. Как узнала, что вы ко мне в гости придёте, обрадовалась... Захотела вас повидать, с вами поиграть, ведь нам дома одним скучно. (В сторону двери.) Что ж ты стоишь? Заходи, заходи, на моих гостей погляди!
Заходит бабушка Глаша (взрослый).
Бабушка Глаша. Добрый день, ре¬бятки! Какие вы нарядные, пригожие, ровно куколки! Щёчки румяные, глазки
смышлёные - как солнышки сияют! По¬гляди-ка, как в избе светло стало! (Обра¬щает внимание на сундуку стены.) Ой, что ж ты, подруженька, сундук-то не уб¬рала? Сейчас такая мебель не в моде: вещи все хранят в комоде.
Бабушка Маша. Это не просто сун¬дук, там у меня загадочные вещи лежат.
Бабушка Глаша. Ой, что это ты при¬думала? Гостей надо умыть, накормить, спать уложить, а потом уж загадками го¬лову морочить.
Бабушка Маша. И правда! (Детям.) Вы с дороги-то устали, отдохнуть хо¬тите?
Дети. Нет!
Бабушка Маша (бабушке Глаше). Вот видишь, они ко мне не спать пришли, а играть!
Бабушка Глаша. Ну, тогда открывай свой сундучок! Мне тоже интересно узнать, что ты там такое загадочное пря¬чешь.
Бабушка Маша. Интересно? Тогда от¬гадай загадки.
Ходит баран по подполью,
Бьёт рогам по уголью. (Мутовка в квашне.)
Бодался баран с овцой,
Взмутилася вода с мукой. (Мутовка в квашне.)

Если дети не отгадывают, бабушка Глаша им подсказывает. Бабушка достает мутовку и показывает её.

Бабушка Глаша. Что ты, соседушка, да ребята такого и не видывали, сейчас всё бленд еры да комбайны кухонные делают. В старину про мутовку так говорили: «Идёт коза, бьёт рогам по всем углам». А ещё её называли «колотовка».
Посмотрите, вот эти сучки, на конце мутовки, и в самом деле похожи на рога. Делали мутовку из тонкого ствола сосны или ели, потому что ветки у них расположены на одном уровне и расходятся в разные стороны веером. Ветки для мутовки обрезали так, чтобы на стволе остались маленькие сучки. А ель или сосну для мутовки брали сухую. Находили в лесу уже упавшие и пролежавшие зиму ветки, от которых не пахло смолой, и обрезали до нужных размеров. Потом пропитывали растительным маслом, чтобы мутовку от влаги защитить, и домашнее орудие труда готово. Мутовкой взбалтывали тесто на блины, пахту и домашнее масло. Кто хочет поработать? Давайте-ка мы бабушке Маше поможем,
тесто ей на блины взобьём! (Дети по очереди кру¬тят мутовку в горшочке с водой, слушают, как она стучит по стенкам.)
А ещё я песню помню про мутовочку. Давайте её все вместе споём!
Исполняется русская народная песня «Ай, середимутовочка спохаживала» (приложение 1).
Бабушка Маша. Экую ты песню-то вспомнила! Теперь таких и не поют.
А детишкам, кажется, понравилась. Да? (Дети отвечают.)
Бабушка Глаша. Теперь моя очередь в твой сун¬дучок заглянуть.
Бабушка Маша. Погоди, в мой сундучок только через загадку попасть можно - если отгадаешь, конечно.
Бабушка Глаша. Ладно, загадывай, хитровановна.
Бабушка Маша.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват.)
После того как дети отгадывают загадку, ба¬бушка Глаша заглядывает в сундук -ухвата там нет.
Бабушка Глаша. Да где же твоя отгадка?
Бабушка Маша. Где, где... На своём месте у печи стоит. Вот! (Показывает.)
Бабушка Глаша. Хорош ухватик! Ох, сколько я им чугунов перетаскала! То в печь, то на стол, то туда, то обратно, то с кашей, то с картошкой...
(Детям.) А вам-то доводилось чугуны ухватом таскать? Нет? Хотите попробовать? Кто ровней про¬несёт да похлёбку не опрокинет, тот и молодец.
Дети по очереди пробуют перенести чугун ухватом.
Бабушка Маша. Молодцы! А вы знаете, для чего нужна такая длинная ручка? (Дети отвечают.) Правильно, чтобы я могла ставить в огонь и до-ставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей и не обжечься.
Ухватов в доме всегда было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горш¬ков и с ручками разной длины.
Вы думаете, что ухват только для кухни нужен? А вот и нет. Случалось, что его использовали как орудие для нападения и обороны от врагов. Во время Отечественной войны с Наполеоном крестьяне уходили в лес в партизаны, а оружия им никто не давал, вот они и управлялись с фран-цузами ухватами да топорами. Недаром есть такая пословица: «С ухватом баба - хоть на медведя!» В старину его ещё называли ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, или обхват.
Бабушка Глаша. А ещё при игре на святочных посиделках перехватывались на ухвате и опреде¬ляли водящего. Ему завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, ку¬шаком ку¬шаком, рукавицей или ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.
Давайте-ка и мы с нашим ухватом поиграем!
Игра «Локотки». Выбирают водящего, пере¬хватываясь на ухвате, завязывают ему глаза и ставят лицом к печке. Дети встают за водящим. Любой игрок подходит к водящему и ударяет его под согнутый локоть, затем быстро встаёт на место. Водящий должен его поймать. Кого пой¬мают, тот водит.
Бабушка Глаша (бабушке Маше). Скажи-ка, под¬руга, а нет ли в твоём сундуке какой нечистой силы? А то мы её ухватом сейчас прогоним!
Бабушка Маша. Нет, ничего плохого я в нём не замечала, а вот разговор один слыхала...
Бабушка Глаша. Какой разговор?
Бабушка Маша. Да вот, как-то сижу у печи, обед себе готовлю и вдруг слышу...
(Искажённым голосом.)
Черныш-загарыш, куда поехал?
- Молчи, кручено-верчено, сам там будешь.
Пошла я к сундуку, заглянула, а там.... Думаете, кто?
Дети отвечают.
Бабушка Глаша. Чего думать-гадать. Это чугун с горшком переругиваются.
Горшок-то глиняный, новый, чистый, а чугун старый, закопчённый, чёрный, как уголь - вот ему и обидно, что он работает, а горшок на полке от¬дыхает, да ещё и дразнится. А вот мы его за это сейчас продадим.
Бабушка Маша. Как это? Кому?
Бабушка Глаша. Да не переживай, понарошку продадим. Игру я вспомнила хорошую. «Гончары» называется.
Игра «Гончары». Дети делятся на пары («гор¬шок» - «хозяин») и образуют круг. «Покупатель» идёт по кругу и выбирает «горшок», ведя разговор с «хозяином»: «Хозяин, продай горшок!» («Бери!») «Сколько стоит?» («По денежке!») «А он крепкий?» («Попробуй!»). «Покупатель» стучит по «горшку» и слышит в ответ: «Дзынь, дзынь!» Покупатель обращается к «хозяину»: «Давай сговор!». «Хозяин» и «покупатель» берутся за руки и произносят:
«Чинчары, чинчары, собирайтесь, гончары,
С-по кусту, с-по насту, с-по лебедю горазду. Вон!»
После этих слов бегут в разные стороны по кругу, каждый старается занять освободившееся место.
Бабушка Глаша. Слушай, соседушка, я тоже хочу загадку тебе загадать.
Бабушка Маша. Ой, напугала. Загадывай!
Бабушка Глаша. Две галки сидят на одной палке.
Бабушка Маша. А это не то ли, что ни свет ни заря пошло, согнувшись, со двора?
Бабушка Глаша. Да, это про трёх братцев, ко¬торые пошли на речку купаться: двое купаются, а третий на берегу дожидается
Бабушка Маша. Ну что, детишки, разгадали наши загадки?
(Дети отвечают: коромысло.)
Бабушка Глаша. Оно самое! А кто знает, из чего делают коромысла? (Ответы детей.) Конечно, из 1,ерева: из липы, осины или ивы, потому что эти деревья самые гибкие. Коромысло-то ведь гнутое нужно! А вот для чего людям понадобились коро¬мысла? Носили бы себе вёдра в руках. Не догада- лись? А я вам сейчас покажу. (Берёт коромысло с бёдрами на плечо и идёт мимо детей.) Видите, сак высоко вёдра висят, за траву не задевают - значит, в них не попадут травинки и цветочки, вода чистой останется. Да и на плечах тяжёлые вёдра нести легче.
Бабушка Маша. Водопроводов у нас раньше не было, стиральных машин тоже, бельё стирали руками на реке и выколачивали из него грязь вот такой доской (показывает) - «рубель» называется. И потом этим же рубелем бельё гладили. Вот так. Накручивает полотенце на ровную палку и с по¬мощью рубеля катает его по столу.) Но рубелем еe только бельё колотили да гладили. На гуляньях нa нём так здорово играли, что никаких магнито¬фонов не надо было!
Бабушка Глаша. Да мы сейчас покажем!
Бабушка Маша. Подожди. К рубелю ещё кое-какие инструменты нужны.
Бабушка Глаша. Какие?
Бабушка Маша. А такие, которые сами не едят, а людей кормят
Бабушка Глаша. Что-то не пойму, о чём это ты. Ребятки, помогите, ответ подскажите. Что это за инструменты, которые не едят, а людей кормят? (Дети отгадывают.) Ложки! Конечно, какая же игра без ложек!
Бабушка Маша (достаёт из сундука ложки). Держите, разбирайте, мы споём, а вы сыграйте!
Исполняется русская народная песня «Пойдём, Дуня, из ворот» (приложение 2).
Бабушка Глаша. Эх, раздайся, народ, меня пляска берёт!
Бабушка Маша.
Пошла Глаша плясать, дайте Глаше кругу!
Полгектара ячменя, полгектара лугу!
Бабушка Глаша. Выходите-ка, ребятки, пока¬жите себя в пляске!
Дети вместе с бабушками танцуют кадриль.
Бабушка Маша. Вот как славно поиграли, вре¬мечк

Поиск