10-01-2023
Семенова Дарья Леонидовна
социальный-педагог МБОУ "СОШ №35" г.Чебоксары
ииав
Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956
10-01-2023
Семенова Дарья Леонидовна
социальный-педагог МБОУ "СОШ №35" г.Чебоксары
ииав
07-02-2024
Шагапова Екатерина Усмановна
учитель географии
Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи В этом году будет уделено особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки. Семья создаёт человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода. Особое значение имеет семья в жизни ребёнка, его становлении и поведении. В семье могут формироваться все качества личности.
Сегодняшняя встреча у нас пройдет в формате знаком, но немного забытом – совместное мероприятие уже совсем взрослых 11-классников и нас родителей. Формат нашей встречи – игра «Физики? или Лирики?»
Непримиримый бурный спор о значимости физиков и лириков начался в 1959 году.
Надо отметить, что эта дискуссия не локальная, охватившая одну страну, так как суть ее глобальная, всемирная – какой путь дальнейшего развития выбрать человечеству.
Кто же сегодня в почете? Кто востребован на рынке труда? Если быть объективным, приходится признать, что в наше время, когда промышленность стремительно развивается, больше требуются все-таки технические специальности.
Лирикам тоже есть место под солнцем. Это и дизайнеры, и маркетологи, и специалисты, выстраивающие внутрикорпоративную политику, рекламщики, сопровождающие новые проекты, философы, ищущие смысл бытия… У каждого своя задача. «Физики» двигают прогресс вперед, создают материальные блага, а лирики делают этот мир гармоничнее, помогают человеку оставаться человеком. Они вносят в жизнь общества эмоции, переживания, легкий богемный хаос в мысли, красоту. Они напоминают нам, что есть прекрасный незабываемый рассвет и закат, легкое дуновение ветерка, мечты, сомнения, любовь…
Самое интересное, что многие «физики» являются замечательными, нежнейшими «лириками». Первая женщина-профессор математики Софья Ковалевская была талантливой писательницей. Альберт Эйнштейн обладал уникальным воображением: сначала что-то воображал, потом претворял в жизнь, находил научное обоснование этому. Борис Стругацкий, окончив механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории, а с 1960 – профессиональный писатель. Его брат Аркадий Стругацкий – выпускник Актюбинского артиллерийского училища, затем окончил Московский военный институт иностранных языков с дипломом переводчика-япониста. Перечислять можно долго.
Высокопрофессиональные «физики» и «лирики» всегда имеют огромный спрос на рынке труда.
Позвольте мне с вашей помощью, уважаемые дети, дорогие родители начать сегодняшнюю встречу. «Физики? или Лирики?»
Конкурс первый «Считалочка». При подготовке к сегодняшнему дню, уважаемые дети, среди нас – дорогих родителей - прошел конкурсный отбор на звание Капитана команды. И в этом конкурсе с явным, желанным преимуществом победили: Хайруллина Гульнара Фаритовна, Ильясова Татьяна Юрьевна, Федорова Эльвира Гаязовна. Приглашаем наших Капитанов занять места за игровыми столами. Вам же, уважаемые дети, предстоит (ни минуты раздумывая) решить, за какого Капитана вы сегодня будете играть. Ну, и пара минут самоназваться!
Конкур второй «Разминка»:
1. Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? Ответ обосновать.
(Нет. Шуба не греет, а только сохраняет температуру предмета, на который надета.
2. Кто из актеров впервые сыграл роль ревизора в одноименной комедии Н. В. Гоголя?
(В комедии Н. В. Гоголя нет такой роли.)
3. Назовите имя легендарной русской женщины, впервые поднявшейся в воздух на аппарате тяжелее воздуха. (Баба Яга).
1. В каком популярном произведении на героя 3 раза совершают покушение и только на 4-й раз он погибает? («Колобок»)
2. Сколько гвоздей нужно для хорошо подкованной лошади? (Ни одного: она уже подкована.)
3. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет увлекался велосипедным спортом, в 75 лет катался на коньках, в 82 года ездил верхом на лошади? (Л. Н. Толстой)
Конкурс третий «Выбирашки».
• Чтение – вот лучшее учение!
• Решая кроссворд, чувствуешь себя многоклеточным…
• Прекраснее музыки только тишина…
Конкурс четвертый «Логика есть во всём - даже там, где её нет...»
• Составить как можно больше слов из слова
• Собрать электрическую цепь
• Викторина «Любовная … почти лирика!»
Конкурс пятый «Мастер-класс от Капитанов»
• Хайруллина Гульнара Фаритовна – «???????»
• Ильясова Татьяна Юрьевна – «Очумелые ручки»
• Федорова Эльвира Гаязовна – «Портрет класса»
Подведение итогов. Слово жюри.
Предлагаю на сегодняшний день закончить вечный спор физиков и лириков. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками. А если по жизни лириков ли, физиков ли сопровождает СЕМЬЯ, то любая дорога будет легче и прямее!
Спасибо всем!
Слово Светлане Владимировне!
20-02-2024
Захарова Алла Андреевна
преподаватель ОГБПОУ КТТ
Общеобразовательная дисциплина «Иностранный язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.05 Агрономия.
Настоящая основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык», рекомендованной ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 13 от «29» сентября 2022 г., утверждённой на заседании Совета по оценке качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.)
10-09-2024
Татьяна Михайловна Люкшина
учитель-логопед
СТАТЬЯ
«Развитие практических навыков чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
учитель-логопед: Люкшина Татьяна Михайловна
Как известно, дети с нормальным умственным развитием, с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слова. Однако у детей с системным недоразвитием речи, с различными формами речевой патологии происходит значительное отставание в развитии этих процессов.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия - полная неспособность к усвоению письма и дисграфия - специфическое нарушение письма.
Недостатки чтения называют алексией - полная неспособность к усвоению чтения и дислексией - специфическое нарушение чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех её компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.
К специфическим дислексическим ошибкам относятся следующие: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски,перестановки и искажения слогов, замены слов, аграмматизм при чтении – иными словами, те же ошибки, что и при дисграфии, только выражаются они не в письме, а при чтении.
К специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:
Спецефические фонетические замены.
Это ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, р и л; замена букв, обозначающих гласные звуки.
Нарушение слоговой структуры слова.
Сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной чёткости звукового анализа, о не умении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.
Грамматические ошибки.
Эти ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении.
Помимо указанных специфических ошибок, у дисграфиков отмечаются и другие, характерные для всех детей, у которых ещё не достаточно сформировались навыки правильного письма.
К ошибкам, сопутствующим дисграфии, относятся следующие:
Орфографические ошибки.
Ошибки на правописание у дисграфиков более, многочисленны, чем у детей, ещё не овладевших полностью грамотным письмом. Причём преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или не произносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных.
Графические ошибки.
Это замены букв по графическому сходству (вместо И пишется Ш и наоборот, вместо Л – М и наоборот и т.д.) и по графическому признаку (вместо Б – Д и наоборот, вместо Т – Ш и т.п.).
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.
Н.А. Никишина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер в своих работах, посвящённых проблеме преодоления патологии письменной речи у детей, подчёркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.
Работа над звукопроизношением.
Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствие звука). Но нужно учитывать, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:
выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта – предложение, короткие чёрточки – слова, самые маленькие чёрточки – слоги, точки – звуки);
дописывание недостающих букв, слогов;
отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);
придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком;
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Обычно этот этап начинается с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию новых слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шёл, при-шёл, за-шёл, пере-шёл); с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шёл, при-нёс, при–летел, при-бежал). Другой вид словарной работы – подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребёнку подбор проверочных (однокоренных) слов.
На протяжении всей работы расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков.
Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.
Развитие связной речи.
Развитие устной и письменной речи. Развивать навыки общения, умение отвечать на вопрос фразой, предложением; умение задавать вопрос; пересказывать текст; составлять рассказ по картинкам и т.д.
Примерные упражнения на развитие фонематического слуха:
Данные упражнения помогут ребёнку овладеть навыками звукового анализа слова, разовьют у него способность различать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова.
№ 1 «Назови слоги, слова»:
«Назови как можно больше слогов, слов, которые начинаются на звук А (Т, О, Р, К и т.д.)»
«Назови как можно больше слогов, слов, которые заканчиваются на звук П (И, О, С, Л и т.д.)»
«Назови как можно больше слогов, слов, в середине которых есть звук Л (Н, Э, Г, Б, Ф ит.д.)»
№ 2 «Хлоп-хлоп»:
«Сейчас я буду называть тебе слоги, слова, а ты, как только услышишь слог, слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш, и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши (или покажешь карточку с буквой С).
Ребёнок должен выделять заданный звук в начале слова, в конце и в середине слова.
Примерные слова: дом, кошка, шапка, лиса, жук, окно, ком, хлеб, липа, лампа, речка и т.д.
«Сейчас я буду называть тебе слоги, слова, а ты, как только услышишь слог, слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза».
Упражнение начинают в медленном темпе, постепенно скорость можно увеличивать.
Примерные слова: корова, гора, норка, сапог, сук, рука и т.д.
№ 3 «Играем со словом»
«Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «дом», «ком», «лиса» и т.д.»
«Назови какой звук первый (последний) в слове «луч», «дом», «крыша» и т.д.»
«Назови все звуки по порядку в слове «ком», «лиса», «туча» и т.д.»
«Назови какой звук в слове «рыба» (стул, утка, санки и т.д.) стоит вторым, четвёртым, первым»
Примерные упражнения на развитие грамматических навыков:
Данные упражнения помогут ребёнку совершенствовать грамматические навыки, чтобы перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, осмысленному.
№ 1 «Вторая половинка».
При чтении произносится только вторая половина слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. (Особенно актуально для детей, которые искажают окончания при чтении).
Пример: трава, солома, кровать;
вышел из кухни;
лесная поляна покрыта пушистым снегом.
№ 2 «Кто? Что?».
«Попробуй составить предложение по картинке, отвечая на вопросы»
Пример: Кто? (кошка); Что делает? (лакает); Что? (молоко). Предложение: Кошка лакает молоко.
Пример: Кто? Что делает? Что? Чем? (Мальчик поливает цветы водой)
№ 3 «Закончи предложение».
«Попробуйте угадать конец фразы»
Пример: Дети ели ка…
На столе лежит бумага и кра…
В лесу растут гри…
В саду растут цве…
Зимой бывает хо…
№ 4 «Разложи картинки и составь по ним рассказ».
Ребёнку предлагается устано
20-05-2024
Портнова Татьяна Николаевна
учитель математики, МБОУ "Большеаксинская сош" Дрожжановского муниципального района РТ
Урока геометрии по теме «Теорема Пифагора и начала тригонометрии»
1. Орг. момент
Здравствуйте, садитесь.
Ребята, сегодня у нас в гостях заместители директоров по учебной работе нашего района. И мы с вами им представим фрагмент урока геометрии по теме «Теорема Пифагора и начала тригонометрии».
2. Вступление.
- Итак, ребята, кто напомнит, что такое треугольник?
-
- Какие бывают треугольники?
-
- Сегодня мы с вами будем работать с прямоугольными треугольниками.
(слайды 2, 3)
- Кто помнит стихотворение про прямоугольный треугольник?
-
- Следующее задание «Заполнить таблицу». Выполняем самостоятельно в тетрадях. (слайд 4)
- Взаимопроверка. (слайды 5, 6, 7, 8).
- Что называется синусом, косинусом и тангенсом острого угла прямоугольного треугольника? (слайд 9)
- Ребята, как вы думаете, что из них главнее?
- Загадка-сказка.
Собрались все косинусы, синусы и тангенсы на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый косинус говорит: «Давайте отправимся в царство тригонометрии. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились и рано утром отправились в далёкое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут её только те, которые зависят лишь от градусной меры угла, а не от расположения и размеров треугольника. Все, кто соответствовали этому условию, переплыли реку и отправились дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, которые являются отношением противолежащего катета к другой стороне. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был очень узкий мост. Мост сказал, что пропустит только того, который удовлетворяет условию
___64º=2,050. По мосту прошла только одна тригонометрическая функция, которая первой добралась да царства тригонометрии. Так и был провозглашен король. А кто же стал королем?
Ответ: тангенс
- Следующее задание «Выберите нужную функцию»
Соотношения,( парная работа на листочках). (слайд 10)
- Выберите нужную функцию по готовым чертежам. (слайд 15)
- Значения тригонометрических функций (слайд 17)
- Какими свойствами обладают треугольники с углами 30 и 45?
Задачи из платформы Решу ОГЭ.
- Ребята, сегодня мы с вами решали задачи с прямоугольными треугольниками. Вы знакомы с различными видами треугольников, а вы слышали про семейные треугольники? Да, оказывается, бывают и семейные треугольники их очень много, тоже имеют элементы. А самый основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Какой вид треугольника вы бы выбрали: равносторонний, равнобедренный или прямоугольный? (слайд 24)
- (ответы уч-ся)
- Да, действительно равносторонний. У него все стороны и углы равны, они довольны жизнью. И что хорошо: каким углом, куда ни поверни – всегда полное согласие и довольство.
Прямоугольный равнобедренный. Прямой угол - папа, а по обеим сторонам его на равной дистанции от него - жена и ребенок. Тут глава семьи папа.
Разносторонний треугольник – нет согласия в семье, нет уважения.
- Какой треугольник выбираете?
2024 год в Российской Федерации объявлен годом Семьи. И в год семьи всем желаю равносторонних треугольников.
10-09-2024
Жихарева Надежда Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ Стародубская СОШ №2
Тема: « Дружба- чудесное слово».
Цели.
1.Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
3.Содействие формированию дружного коллектива.
Предварительная работа: сочинения « Мой друг», сердечки ,стихотворения.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер; презентация, Толковый словарь русского языка, песня о дружбе (клип), модели ладошек, шипов, карточки («Правила дружбы»»), пословицы о дружбе (на карточках).
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Второй класс, второй класс,
Приглашает в гости Вас!
- Итак , мы начинаем классный час.
2. Формирование мотивации.
Дорогие ребята!
- Сядьте поудобнее. Молодцы! А теперь возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую улыбку
- Вот видите от наших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.
- Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись и ты увидишь улыбку!
3. Сообщение темы, целей и задач классного часа:
- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема классного часа.
- Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Слайд 3,
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Слайд 4
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей)
- Молодцы.
- Итак , как вы думаете о чём мы будем беседовать на классном часе?
Слайд-5
- Тема нашего классного часа «Дружба – чудесное слово»
- “дружба”! ребята –это прекрасное слово.
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Слайд -6
-Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
- Ребята вы разбились на 3 группы. Три маленьких дружных семьи. Каждая группа должна активно принимать участие в ходе классного часа.
4. Работа над понятием « дружба»
Слайд 7
-Я предлагаю каждой группе подумать над вопросом , « Что такое дружба?»
После небольшого размышления от каждой группы высказывает общее мнение.
- Я вижу, что вы готовы. Давайте заслушаем ваши ответы.
Учитель подводит итог и даёт определение понятию «дружба».
-Вы все по своему правы.
Слайд 8
- А вот толковом словаре Ожигова, дается такое
определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
- Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
1.Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
4.Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
5.Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
6. Дружба-это теплый ветер,
Дружба- это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
7. Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
8. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
5. Работа над понятием « настоящий друг»
Слайд -9
- Скажите ,а что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
-Какие вы молодцы!
- У каждой группы на столе лежат 4 ладошки.
-Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, четыре самых важных слова, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (на каждой ладошке одно качество).
Слайд 10
- Для первой группы качества, записанные под пунктами 1 и 2, для второй группы -3 и 4, а для третьей группы пункты 5и 6.
- Группы приступайте к работе.
На доске:
1. добрый, жадный , вежливый
2. внимательный, заботливый, хитрый
3. преданный, умеющий хранить секреты, лживый
4. отзывчивый , трусливый , щедрый
5. терпеливый, ленивый, весёлый
6. капризный, трудолюбивый, честный
Дети пишут.
-Итак , какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
Слайд 11
-А сейчас представители из каждой группы будут выходить к доске , зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.
- Молодцы. Все группы справились с заданием .Какое нарядное дерево Дружбы выросло у нас в классе.
-А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя?
6.Работа над пословицами о дружбе:
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
- Возьмите конверт . Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
-Все группы готовы. Называете пословицу и объясняете, как вы её понимаете.
-Какую пословицу составила 1 группа. Молодцы. И т.д.
-Все группы поработали очень хорошо . Давайте ещё раз назовём эти пословицы. Слайд12
-Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей).
7. Кто не может являться другом
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» .
-Ребята давайте снова вернёмся к знакомому слайду .Слайд13
-Здесь есть качества, которые не приемлемы для дружбы. Выберите эти качества.
- Напишите на шипах колючки слова- качества или слова-действия, которые мешают дружно жить в коллективе.
-А сейчас один представитель из каждой группы будет зачитывать эти качества и прикреплять шипы к колючке.
-Только такими шипами можно украсить это растение.
-Итак , вы правильно выбрали черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Давайте уберём этот сорняк, чтобы его шипы не мешали нам дружно жить.
- И если между вами и вашим другом произошла какая- нибудь ссора, нужно обязательно помириться.
-Очень интересное стихотворение « Давай мириться» прочитают ученики нашего класса.
Слайд -14
Стихотворение «Давай мириться»,
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
Слайд -15
10-09-2024
Татьяна Михайловна Люкшина
учитель-логопед
Как известно, дети с нормальным умственным развитием, с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слова. Однако у детей с системным недоразвитием речи, с различными формами речевой патологии происходит значительное отставание в развитии этих процессов.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия - полная неспособность к усвоению письма и дисграфия - специфическое нарушение письма.
Недостатки чтения называют алексией - полная неспособность к усвоению чтения и дислексией - специфическое нарушение чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех её компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.
К специфическим дислексическим ошибкам относятся следующие: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски,перестановки и искажения слогов, замены слов, аграмматизм при чтении – иными словами, те же ошибки, что и при дисграфии, только выражаются они не в письме, а при чтении.
К специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:
Спецефические фонетические замены.
Это ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, р и л; замена букв, обозначающих гласные звуки.
Нарушение слоговой структуры слова.
Сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной чёткости звукового анализа, о не умении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.
Грамматические ошибки.
Эти ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении.
Помимо указанных специфических ошибок, у дисграфиков отмечаются и другие, характерные для всех детей, у которых ещё не достаточно сформировались навыки правильного письма.
К ошибкам, сопутствующим дисграфии, относятся следующие:
Орфографические ошибки.
Ошибки на правописание у дисграфиков более, многочисленны, чем у детей, ещё не овладевших полностью грамотным письмом. Причём преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или не произносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных.
Графические ошибки.
Это замены букв по графическому сходству (вместо И пишется Ш и наоборот, вместо Л – М и наоборот и т.д.) и по графическому признаку (вместо Б – Д и наоборот, вместо Т – Ш и т.п.).
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.
Н.А. Никишина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер в своих работах, посвящённых проблеме преодоления патологии письменной речи у детей, подчёркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.
Работа над звукопроизношением.
Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствие звука). Но нужно учитывать, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:
выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта – предложение, короткие чёрточки – слова, самые маленькие чёрточки – слоги, точки – звуки);
дописывание недостающих букв, слогов;
отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);
придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком;
Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Обычно этот этап начинается с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию новых слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шёл, при-шёл, за-шёл, пере-шёл); с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шёл, при-нёс, при–летел, при-бежал). Другой вид словарной работы – подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребёнку подбор проверочных (однокоренных) слов.
На протяжении всей работы расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
Развитие грамматических навыков.
Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.
Развитие связной речи.
Развитие устной и письменной речи. Развивать навыки общения, умение отвечать на вопрос фразой, предложением; умение задавать вопрос; пересказывать текст; составлять рассказ по картинкам и т.д.
Примерные упражнения на развитие фонематического слуха:
Данные упражнения помогут ребёнку овладеть навыками звукового анализа слова, разовьют у него способность различать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова.
№ 1 «Назови слоги, слова»:
«Назови как можно больше слогов, слов, которые начинаются на звук А (Т, О, Р, К и т.д.)»
«Назови как можно больше слогов, слов, которые заканчиваются на звук П (И, О, С, Л и т.д.)»
«Назови как можно больше слогов, слов, в середине которых есть звук Л (Н, Э, Г, Б, Ф ит.д.)»
№ 2 «Хлоп-хлоп»:
«Сейчас я буду называть тебе слоги, слова, а ты, как только услышишь слог, слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш, и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши (или покажешь карточку с буквой С).
Ребёнок должен выделять заданный звук в начале слова, в конце и в середине слова.
Примерные слова: дом, кошка, шапка, лиса, жук, окно, ком, хлеб, липа, лампа, речка и т.д.
«Сейчас я буду называть тебе слоги, слова, а ты, как только услышишь слог, слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза».
Упражнение начинают в медленном темпе, постепенно скорость можно увеличивать.
Примерные слова: корова, гора, норка, сапог, сук, рука и т.д.
№ 3 «Играем со словом»
«Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «дом», «ком», «лиса» и т.д.»
«Назови какой звук первый (последний) в слове «луч», «дом», «крыша» и т.д.»
«Назови все звуки по порядку в слове «ком», «лиса», «туча» и т.д.»
«Назови какой звук в слове «рыба» (стул, утка, санки и т.д.) стоит вторым, четвёртым, первым»
Примерные упражнения на развитие грамматических навыков:
Данные упражнения помогут ребёнку совершенствовать грамматические навыки, чтобы перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, осмысленному.
№ 1 «Вторая половинка».
При чтении произносится только вторая половина слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. (Особенно актуально для детей, которые искажают окончания при чтении).
Пример: трава, солома, кровать;
вышел из кухни;
лесная поляна покрыта пушистым снегом.
№ 2 «Кто? Что?».
«Попробуй составить предложение по картинке, отвечая на вопросы»
Пример: Кто? (кошка); Что делает? (лакает); Что? (молоко). Предложение: Кошка лакает молоко.
Пример: Кто? Что делает? Что? Чем? (Мальчик поливает цветы водой)
№ 3 «Закончи предложение».
«Попробуйте угадать конец фразы»
Пример: Дети ели ка…
На столе лежит бумага и кра…
В лесу растут гри…
В саду растут цве…
Зимой бывает хо…
№ 4 «Разложи картинки и составь по ним рассказ».
Ребёнку предлагается установить последовательность событий по серии сюжетных картинок (3-6 штук). Инструкция: «Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди
09-06-2024
Оксана викторовна Мерзлякова
педагог дополнительного образования
«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста – плавайте, как рыба вводе»
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне в детском саду. Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.
Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.
В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все дети очень любят воду, с удовольствием плещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.
Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:
• привыкание к воде;
• освоение воды;
• овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.
Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.
Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.
13-04-2022
Припадчева Елена Алексеевна
концертмейстер МБУ ДО "Петровская ДШИ им. А.А.Рахманинова"
Музыка – искусство звукового высказывания особого рода, мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, например живописи, скульптуре, хореографии, музыка воспроизводит душевные переживания и окружающую их действительность в живой образной форме. Как и всякое истинное искусство, музыка с большой силой выражает то, чем живут люди: их горести и радости, их жизненную борьбу, заветные думы, стремления, мечты о счастье. В музыкальном творчестве великих композиторов, таких как М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.В.Рахманинов, Л.Бетховен, нас привлекает широта их взглядов на мир, глубокий интерес к жизни народа, к большим социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также к природе родной страны, её истории, обычаям, песням, танцам.
Воздействуя на сознание и чувства людей, музыка, подобно литературе, театру и живописи, способна оказать активное влияние на общественную жизнь. Это хорошо осознавали многие великие композиторы, усматривая в музыке могущественное средство общения людей.
«Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель». «Жизнь, где бы не сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая искренняя речь к людям… Вот моя закваска, вот чего я хочу», – так определил своё кредо М.П. Мусоргский, непреклонный борец за правдивость и жизненную содержательность музыкального искусства. Эти принципы народности, реализма лежат в основе творчества многих композиторов. «Я придерживаюсь того убеждения, – писал С.С.Прокофьев, – что композитор как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он прежде всего должен быть человеком в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».
В своих письмах И.Дунаевский утверждал: «…Искусство – воинственный участник жизни, вторгающийся в неё всей своей мощью. Великие деяния человеческого гения призваны улучшать жизнь, совершенствовать человечество, открывать ему путь в будущее – лучезарное и прекрасное, как само искусство». В сравнении с другими видами искусств, музыка воссоздаёт разнообразные стороны действительности, прежде всего посредством раскрытия внутреннего духовного мира человека, его чувств.
Каждая историческая эпоха оставляла в развитии музыки глубокий след. Каждый крупный композитор обогащал музыкальное искусство новыми идеями и чувствами, волнующими его современников, ещё более совершенствовал выразительные средства музыкального языка. Однако многовариантность исполнительских толкований, основанных на постижении замысла композитора, ведёт не к трансформации художественного образа, а к более глубокому его раскрытию. В речи законченную мысль выражает сочетание слов, составляющих фразу. Музыкальная фраза является относительно законченной частью мелодии и также заключает в себе определённый смысл. «Можно сказать, что фраза есть естественная форма выражения музыкального содержания. Всякая работа над звуком есть работа над техникой, и всякая работа над техникой есть работа над звуком». Следовательно, в процессе усвоения произведения исполнитель должен добиваться звукового разнообразия, выразительной фразировки и гибкой динамики. Ни один музыкант не может постичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировкой. Лучшими исполнителями создано немало интересного и значительного в этой области и задача музыковедения – на основе анализа и обобщения их опыта установить объективные закономерности фразировки. Решение данной проблемы важно как для самого исполнительства, так и для педагогической практики.
Показать закономерности фразировки, обосновать их, перенести субъективные представления в область объективных категорий – этой целью задавались многие известные педагоги и теоретики музыкального искусства.
Что же включает в себя понятие «фразировка»? Оно чрезвычайно широко и сводить его к какому-либо однозначному определению было бы неправильным. Более того, я не склонна рассматривать фразировку в ряду выразительных средств исполнителя. Она скорее является образом исполнительского мышления. Фразировка связана не только с членением музыкального материала, исполнением самой фразы, но она включает в себя и их объединение, сквозное развитие художественного образа всего музыкального произведения. «Исполнители часто забывают о том, что никакое исполнение отдельного эпизода не может быть хорошо само по себе, – пишет А.Гольденвейзер. Прекрасная сама по себе звучность может совершенно не соответствовать образу целого и оказаться в данном исполнении инородным телом». Процесс развития мысли сложен, но весь материал должен восприниматься в целостности. «Существеннейшие вопросы звукового построения, – писал о фразировке И.Браудо, – вопрос о расчленении целого; вопрос о соединении раздельного; вопрос о соотношении в музыке категорий прерывного и непрерывного». Цель и объём многогранных средств фразировки склоняет нас к такому толкованию, которое включает всё перечисленное и наиболее точно отражает её сущность.
Фразировка синтезирует многие выразительные средства – динамику, агогику, штрихи, артикуляцию и т.д., а также включает и способы звукоизвлечения – меховедение, туше. Она всегда индивидуальна, так как приёмы осуществления всех этих средств представляет специфическую манеру исполнения, присущую данному музыканту. Таким образом, мы имеем дело с довольно сложной причинно-следственной связью, ибо фразировка является средством по отношению к содержанию произведения в целом, – и в то же время – художественной по отношению к общемузыкальным, инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. В самом начале изучения музыкального произведения исполнитель, рассматривая содержание тематического материала, анализирует его форму в целом, определяет границы и строение структурных элементов формы, в частности, фраз, их мотивное сходство или различие. «Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, исполнителю необходимо постигнуть его идею в целом, получить ясное представление об его общей структуре, так же как и об отношениях одной фразы к другой». Без этого невозможно понять содержание произведения. Цель такого исполнительского анализа – это установление логических связей художественного образа в его развитии. «Понять форму музыкального произведения – это значит уяснить целесообразность произведения, воспринимаемого слухом потока звучаний, отдать себе отчёт, почему движение продолжается, то сокращаясь, то растягиваясь, – писал Б.Асафьев. В процессе работы над фразировкой последовательно решаются три основные вопроса: членение музыкального материала на фразы; внутрифразовой артикуляции; объединения и смыслового соотношения фраз. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального языка. Эта мысль образно выражена А. Гольденвейзером: «В жизни каждого живого существа решающую роль играет дыхание. С прекращением дыхания прекращается жизнь. На дыхании основано всё, что человек делает. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».
Трогающей душу песенностью звучания обладает баян. Сочный певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки.
Естественной фразировке на баяне способствуют специфическое звукоизвлечение при помощи меха, которое не позволяет исполнять мелодию без «дыхания», членения, цезур. Знание и умелое использование закономерностей меховедения служит одним из важнейших средств фразировки. Эта особенность инструмента, которую некоторые баянисты недооценивают и даже относят к конструктивным недостаткам, не позволяет исполнять мелодию без «дыхания», членения, цезур. Отрадно, что за последнее время наметилось углублённое изучение функции меха как специфического выразительного средства. В баянной литературе, в оригинальной и переложениях, моменты смены направления движения меха /за редким исключением/ обычно не фиксируется автором. Поэтому баянисту во время работы над произведением приходится самому определять, исходя из собственного понимания художественного замысла композитора, расчленённости музыкальной речи.
Понимание расчленённости речи, существенное для любого исполнителя, особенно важно для музыкантов, играющих на инструментах с тянущейся кантиленой. У скрипачей, виолончелистов неслышание цезурности нередко приводит к злоупотреблению слишком широким legato и выливается в чрезмерное слившуюся, лишённую естественных передышек мелодию. У певцов и духовиков, наоборот, существует тенденция либо слишком частых передышек, либо вообще взятия дыхания не на естественных цезурах, а сообразуясь с «удобством». В полной мере сказанное относится и к баянистам. Отнюдь не редкость – игра «широким мехом», лишающая мелодическую линию цезурности, или, наоборот, – с учащённой сменой направления движения не на естественных цезурах, а в соответствии с «удобством», это приводит к искажению принципа членения музыкальной речи по смыслу. Поэтому правильность или ошибочность указаний на моменты смены направления движения меха имеет принципиальное значение для исполнителя, так как в зависимости от различной трактовки расчленения может меняться интерпретация данной мысли.
Умелое использование меха служит одним из важнейших средств фразировки, а отсутствие техники владения мехом у некоторых исполнителей – это их недостаток.
Можно сказать, что фраза (с греческого - φράσις - оборот речи, выражение) есть естественная форма существования музыки. Именно естественность является высшим критерием искусства вообще и музыки в частности. Причём следует отметить, что, несмотря на широкое распространение выражения «красивая музыка», она не может и даже не должна быть всегда красивой, ибо иначе она лишилась бы возможности выражения отрицательных «некрасивых» образов, контрастности.
12-11-2023
Митракова Татьяна Валентиновна
Преподаватель, БПОУ "Вологодский аграрно-экономический колледж", г. Вологда
Технологическая карта учебного занятия
Дата проведения 24.11.2023
Автор-разработчик/преподаватель Митракова Татьяна Валентиновна
Специальность 36.02.01 Ветеринария
Учебный цикл Профессиональный
Учебная дисциплина/МДК МДК 03.01. Методики вет.-сан.экспертизы продуктов и сырья животного происхождения (раздел 1)
Междисциплинарные связи Предшествующие учебные дисциплины/МДК Последующие учебные дисциплины/МДК
Анатомия и физиология
Латинский язык МДК 03.02. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов и сырья животного происхождения
Формируемые компетенции ОК-1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессией.
ОК-2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Профессиональные компетенции
ПК-3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.
ПК-3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК
Освоенные умения У1 – вскрывать трупы животных;
У2 – проводить утилизацию ветеринарных конфискатов;
Усвоенные знания З1 – правила проведения патологоанатомического вскрытия;
З2 – приемы постановки патологоанатомических диагнозов;
З4 – правила утилизации ветеринарных конфискатов.
Название раздела 1 Вскрытие и патоморфологическая диагностика болезней животных 127 часов
Тема, время на тему Тема 1.3. Частная патология 30 часа
Тема учебного занятия Патология печени
Вид учебного занятия Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности
Тип учебного занятия Изучение нового материала
Цель учебного занятия: Изучить патологоанатомические изменения в печени
Задачи учебного занятия
- обучающая Изучить патологические процессы в печени для постановки патологоанатомических диагнозов и проведения вет. сан. экспертизы
- развивающая Развивать познавательную активность студентов, умение сравнивать, анализировать, организовывать собственную деятельность. Стимулировать профессиональное мышление
- воспитательная Понимать сущность и социальную значимость профессии Принимать решения, нести за них ответственность
Образовательная технология/методы, приемы, средства обучения Информационно-коммуникационная технология, использование технических средств обучения, метод демонстрации.
Практикоориентированного обучения
Требования к результатам освоения темы учебного занятия
Освоенные умения Уметь вскрывать трупы животных;
Уметь проводить утилизацию ветеринарных конфискатов;
Усвоенные знания Знать правила проведения патологоанатомического вскрытия;
Знать приемы постановки патологоанатомических диагнозов;
Знать правила утилизации ветеринарных конфискатов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия Фронтальный опрос и компьютерное тестирование
Формы организации деятельности на учебном занятии Групповая, фронтальная
Материально-техническое обеспечение урока Оборудование: музейные экспонаты, мультимедиа проектор, персональный компьютер, опорные конспекты
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание) Подготовка к письменному контролю в форме выборочного (вариативного) теста
Ход учебного занятия
№
п/п Этапы учебного занятия Время
мин. Деятельность
преподавателя Деятельность обучающегося Предполагаемый результат Методы, приемы и средства обучения
1. Организационный момент 1-2 мин. Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.
Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.
Устанавливает контакт
с обучающимися. Выполняют указания преподавателя, проявляя готовность к сотрудничеству. Положительный настрой на учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и целеобразование
Введение студентов в активную познавательную деятельность 7 мин. Выбор направления темы занятия.
Опрос студентов по остаточным знаниям, подготовка к изучению новой темы: назвать детали микроскопического строения печени на рисунке (на экране) и описание нормальной печени
Отвечают на поставленные вопросы, демонстрируют свои остаточные знания, необходимые для изучения темы
% справляемости не менее 90.
Правильные ответы на вопросы:
1) показать печеночные балки, печеночные клетки, дольки, триаду, центральную вену;
2) определение цвета, блеска, влажности, консистенции, объема
Фронтальный опрос
3. Формулировка темы и цели занятия 2-3 мин Формулировка темы занятия – Патология печени
Постановка целей и формируемых профессиональных компетенций. Мотивация обучающихся на постановку цели урока.
Формулировка темы занятия.
Формулировка целей занятия по предложенной теме.
Подготовка к активной познавательской деятельности, создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность через целеобразование. Постановка цели урока.
- изучить признаки патологоанатомических изменений в печени
Формулировка перспективных целей:
-изучить патологические процессы в печени для постановки патологоанатомических диагнозов и проведения вет. сан. экспертизы Словесный метод
4.
Первичное усвоение новых знаний и способов действия 30 мин Ориентация обучающихся на понимание приемов диагностики патологии печени, ВСЭ печени, и применение их в практической деятельности.
1) Классификация и этиология
2) Патология печени воспалительного характера
3) Патология печени не воспалительного характера
4) Патология желчного пузыря и желчных протоков
Ориентация на восприятие и понимание патологоанатомических изменений печени.
Преподаватель отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке Обучающиеся осваивают приемы патологической диагностики заболеваний печени, ВСЭ печени и применения на практике Высказывают свои предположения, делают обобщение новой учебной информации.
Разъяснение материала,
презентация и демонстрация макропрепаратов
5. Первичная проверка понимания
3 мин Организация взаимопроверки первичного усвоения нового учебного материала
Организация обсуждения работы с использованием системы вопросов, макропрепаратов, производственной ситуации Обучающиеся обобщают изученный материал через решение ситуаций, формулирование затруднений и их коррекция Осуществляют взаимосвязь с изученным ранее материалом. Фронтальная беседа
6. Первичное усвоение новых знаний и способов действия 20 мин Ориентация обучающихся на понимание приемов диагностики патологии печени, ВСЭ печени, и применение их в практической деятельности.
5) Клинические проявления болезней печени
6) Ветеринарно-санитарная экспертиза печени
Ориентация на восприятие и понимание патологоанатомических изменений печени.
Преподаватель отмечает степень вовлеченности студентов в работу на уроке Обучающиеся осваивают приемы патологической диагностики заболеваний печени, ВСЭ печени и применения на практике Высказывают свои предположения, делают обобщение новой учебной информации.
Разъяснение материала,
презентация и демонстрация макропрепаратов
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Создание условий для проявления навыков самоанализа 20 мин Проверка усвоения нового материала проводится с использованием системы вопросов, макропрепаратов, производственной ситуации
Обобщение изученного материала через решение ситуаций, формулирование затруднений и их коррекция % справляемости не менее 90.
Презентация, бланк акта вскрытия трупа животного
8. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов 5 мин Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке, задаю вопросы по изучению темы
Самоанализ уровня достижения целей занятия Формирование собственной точки зрения о значимости полученных знаний.
Рассуждение
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин Мотивация обучающихся на дальнейшее успешное изучение материала на практическом занятии.
Ориентация на внеаудиторную работу: заполнение таблицы «Патология печени воспалительного и не воспалительного характера» Восприятие информации о внеаудиторной работе. Приведение рабочих мест в порядок. Выбор наиболее эффективных способов подготовки домашнего задания. Презентация
Преподаватель БПОУ ВО «Вологодский аграрно – экономический колледж» - Т.В. Митракова
09-09-2024
Лариса Юрьевна Артёменко
АБАНСКАЯ СОШ № 4
Актуальность темы:
В современном мире, где информация становится всё более доступной, важно развивать у учащихся способность к креативному мышлению и анализу. Существует прямая связь между уровнем креативности учащихся и их успехами в учебе и жизни. Ученики, обладающие высоким уровнем креативности, часто имеют лучшие результаты в учебе, поскольку способны быстрее и эффективнее находить нестандартные решения задач, видеть новые возможности, адаптироваться к изменениям и обучаться через творческие подходы. Помимо успеха в учебе, креативность также может оказывать положительное влияние на жизненный успех в будущем. Люди с развитой креативностью обычно более успешны в работе, так как умеют находить инновационные решения, приспосабливаться к переменам, брать на себя инициативу. Они могут создавать что-то новое, быть лидерами в своей области.
Цель: развитие учебного сотрудничества, креативности и критического мышления через практику соучаствующего проектирования.
Задачи:
1.Создание рабочих групп.
2. Опрос школьного сообщества
3. Обработка результатов и их презентация.
4. Работа над проектом.
5.Защита проектов.
6. Оценка прогресса учащихся в развитии креативной грамотности через мониторинг результатов заданий, портфолио творческих , проектных и исследовательских работ.
На уроках английского языка и на занятиях по внеурочной деятельности мы с ребятами уже три года занимаемся проектно- исследовательской деятельностью ,изучая сайты английских школ. Ведь что такое сайт школы? Это-источник информации. Для того ,чтобы узнать как организована школьная жизнь, достаточно изучить новостную ленту. Если интересует учебный процесс, мы работаем с учебным планом, расписанием, дорожными картами по предметам. Внеурочная деятельность- это тоже учебный план, расписание. На сайте каждой школы есть документы, доступные для скачивания, обьясняющие политику и приоритеты этой школы. Подробно расписаны обязанности учеников, школьная форма, порядок оценивания и , конечно, подробно прописаны так называемые санкции за различные нарушения (школьная форма, опоздания, пропуск уроков или внеурочных занятий, нарушение дисциплины на уроках). Выбор школ предусматривает наличие схожести с нашей школой (количество учеников, школа без какого-либо уклона, или , как у них указывается с базовыми образовательными возможностями).
За три года мы изучили сайты следующих школ: Шотландская школа в Портобелло, Бесплатная школа в английском городе Чичестер (CFS) и Школа Торп-Сент-Эндрю города Норвич.
Начало такой деятельности положила работа с сайтом шотландской школы в Портобелло. Нами была поставлена цель: изучить школьную жизнь, традиции, сравнить с нашей школьной событийностью.
Для этой работы была изучена жизнь шотландской школы по новостной ленте за один год. Новости выставляются на сайте школ один раз в неделю и скачиваются одним документом. Такой объём работы предусматривал умение работать с информацией, умение оценивать информацию и делать выводы.
Первым этапом нашей работы было деление на группы. Темы проектов мы выбирали на основе опроса, проведённого среди ребят 8-11 классов.
Ими стали следующие темы: «Правила поведения на уроке»- это то, что особенно впечатлило учеников 9 класса, «Школьная форма», «Школьное меню»., «Спорт в школе» ,»Школьная событийность».
Изучив документы по этой теме и сравнив с реалиями нашей школы, ребята разработали свои варианты правил поведения, школьной формы и школьного меню.
Критерии оценивания проектов предусматривали :
1. «Уникальность идеи: Какие интересные идеи используются в проекте?»
2. «Творческое решение проблемы» Каким образом учащиеся придумывают решение проблемы?
3. «Креативная презентация» Как креативно и красочно представлен проект?
Темы проектов были понятны и актуальны для ребят 8-11 классов и во время защиты каждая группа показала уровень проработанности фактического материала, уровень владения английского языка и креативное решение для каждого проекта. А так как мы работали в рамках соучаствующего проектирования ,то все наши идеи были предложены администрации школы для рассмотрения и возможного внедрения.
По такому же алгоритму мы работали с сайтами школы в английском городе Чичестер (CFS), и Школы Торп-Сент-Эндрю города Норвич.
Темой большого исследования на занятиях внеурочной деятельности стала тема «Англия без «культурного шока» . В ходе работы группам необходимо было изучить реалии повседневной жизни английского города Чичестер, сравнить с особенностями культурной жизни в Абане, сделать выводы , представить себя ученицей Чичестерской школы и найти пути преодоления культурного шока и адаптации в новых условиях проживания. Нужно было применить и навыки работы с информацией и навыки критического мышления и креативный подход к решению поставленной задачи. Для защиты проектов ребята использовали технологию Кроссенс (пересечение смыслов) . Оценивались проекты по утверждённым критериям.
Выработанные рекомендации для развития школьной событийности размещены для обсуждения в школьной группе.
Путём опроса мы определили очередную тему , наиболее интересную для ребят. Это- Спорт. Состоянием спортивной жизни в школе не довольны многие ребята. Взяв в качестве объекта изучения сайт английской школы в городке Чичестер, мы разработали новый проект «Спорт vs Sport».
Изучая, как организована спортивная жизнь английской школы , мы смогли сравнить её с нашей школой. Была изучена новостная лента, учебные планы урочной и внеурочной деятельности, дорожная карта предмета «Спорт» и дорожная карта предмета «Танцы». На основе этого мы нашли причины неуспешности в организации спортивной жизни в нашей школе и выработали рекомендации для преодоления этих проблем. Рекомендации мы также передали администрации нашей школы.
Одной из самых популярных тем для проектов и исследований является тема школьной формы, как средство формирования школьной идентичности. Это и стало темой нашего проекта «PROформу» . Мы вместе изучили правила о школьной форме Школы Торп-Сент-Эндрю города Норвич, сравнили её с правилами нашей школы, изучили, как школьная форма срабатывает на формирование школьной идентичности, становится брендом школы. Каждой группой были сделаны выводы и разработаны рекомендации для нашей школы. Ребята представили себя учениками этой школы, создав свой образ в идеальной школьной форме при помощи нейросети. Результаты этой работы мы передали председателю школьного ученического самоуправления.
Такая работа с аутентичными источниками информации интересна и для меня,и для моих учеников. Я считаю, что проектно-исследовательская деятельность на основе изучения сайтов английских школ может стать успешной практикой для развития креативной грамотности учащихся, потому что мы работаем с аутентичным материалом и это позволяет учащимся погрузиться в англоязычную среду, что способствует интересу, мотивации, лучшему усвоению языка.
Практика соучаствующего проектирования имеет большой потенциал, направленный на развитие личности:
1. тебя слышат и принимают
2. школа не скучное место, а место силы
3. ты здесь не гость, ты - член сообщества
4. ты осваиваешь новые навыки в работе с коммуникациями через проектную деятельность.
Оценку прогресса учащихся в развитии креативной грамотности осуществляю через мониторинг результатов заданий, портфолио творческих работ, качество выполненных проектных и исследовательских работ.
Практика развития учебного сотрудничества, креативности и критического мышления через соучаствующее проектирование имеет свои результаты и эффекты:
1. Выработаны правила о школьной форме , предложены эскизы.
2. Разработаны рекомендации для повышения эффективности спортивных достижений в школе
3. Разработаны рекомендации для школьного ученического самоуправления по организации школьной событийности.
В заключение:
Соучаствующее проектирование направлено на укрепление сообщества и на выработку собственной идентичности , а в результате формируется осознанная, развитая внутренняя культура школы. Это то, что интересно нашим ребятам, поэтому организованная таким образом деятельность на аутентичном материале не только обогащает уроки информацией, но и стимулирует креативное мышление и развитие коммуникативных навыков учащихся.
Использованная литература:
1. https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941950.pdf
2. https://school-06.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Kreativnoe_myshlenie.pdf
3. https://75shkola.ru/wp-content/uploads/2022/02/4._kreativnoe-myshlenie.pdf
4. https://www.design4school.ru/blog/post/rebrending-vmeste-so-shkoloj

Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956