Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

30-09-2024

Степаненко Вере Петровне

 

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Троицко - Харцызская средняя школа №18 города Харцызска"

Статья «Разговоры о важном» ЗА или ПРОТИВ»

Степаненко Вера Петровна
учитель истории СШ № 18
пгт. Троицко – Харцызск
Донецкая Народная Республика


В 2022/23 учебном году были введены всероссийские внеурочные занятия «Разговоры о важном.. Последние годы, а особенно в период пандемии, как-то сошло на нет «общение по душам». Классные часы, конечно проводили, памятные даты вспоминали , но я часто ловила себя на мысли, что не вижу уже горящих глаз детей и какое –то скучное общение получается. В образовании я давно, патриотизм у нас, рожденных и выросших в СССР, впитан с молоком матери. Сегодняшние дети, –они другие, их труднее увлечь. Это дети, которых просто необходимо оторвать от гаджетов, заинтересовать. Это была замечательная идея: привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны всей страной в одно и то же время со всеми учащимися. Говорить о самом важном и родном – ведь качественно проведенный в начале недели «разговор», поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебному процессу
По моим педагогическим наблюдениям, введение курса бесед «Разговоры о важном» в образовательную программу привело к знанию родной истории и пониманием сложностей современного мира, технического прогресса и сохранение природы, ориентации в мировой художественной культуре и повседневной жизни, ответственным отношением к собственным поступкам. В основе определения тематики лежат такие принципы:- соответствие важным календарным датам событий российской истории - соответствие календарным событиям (юбилейным датам)-соответствие интересам обучающихся.
Формы работы, которые применяются на практике цикла это – беседа, дискуссия, групповая проблемная работа, викторина, обсуждение исторических личностей, работа с предложенными материалами на платформе разговоров о важном. Развитие самостоятельности и самодеятельности, готовности к свободе выбора, уважения, на любви к малой Родине;- личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании;
-создание определенной сети отношений:Результат направлен на креативность и успешность ребенка.Участие в « Разговорах о важном позволяет увидеть необычное в обычном, творчески подходить даже к самым скучным заданиям, находить оригинальные идеи и расширять свой кругозор. Разговоры о важном интересны как для ученика, так и для учителя. Важным фактором является включение занятия, так называемого, регионального компонента: а что есть у нас дома, в нашей республике, в нашем городе, на нашей улице.
Разговор – это очень сложная форма. А уметь разговаривать и уметь вовлекать в разговор, и уметь выстраивать разговор – это важное качество в жизни.
В подготовке таких мероприятий значима роль классного руководителя, именно ему надо учитывать возраст, особенности класса в подборе информации. Это от нас, учителей, сейчас зависит(да и всегда зависело), какими людьми вырастут дети. Ведь не секрет, через год, два, дети становятся похожими на своего классного руководителя. Наша страна переживает сейчас важные исторические события и очень важно чувствовать себя частью своего народа, уметь сопереживать, гордиться, понимать, какую пользу ты можешь принести своей стране и своему обществу. Ключевым, должен быть, конечно же патриотизм..
Очень интересны мнения коллег учителей, которыми они делятся в сети интернет. Те, кто помоложе, иногда высказывают негативную точку зрения, кто –то, наоборот, пишет, что ничего сложного нет, все готово и разработано. Лично я считаю, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях. Россия - сильная и крепкая держава. Пройдет время и .«Разговоры о важном» обязательно дадут свои результаты. Те семена доброты, искренности, патриотизма, гордости и сопереживания, которые мы «сажаем»на этих занятиях, обязательно дадут всходы.
«Разговоры о важном»: дают вохможность привить детям уважительное отношение к людям, рассказать о значении труда в жизни общества, о многообразии профессий, о волонтёрстве, об истории родной страны, о наших достижениях, экологии, традициях и культуре. Это именно те темы, которые не затрагиваются в рамках обязательной школьной программы. «Разговоры» совсем не похожи на традиционные уроки. Это, прежде всего, неформальное общение с детьми, обсуждение тех вопросов, которые их интересуют. Ребята с удовольствием слушают спикеров, выполняют интерактивные задания, обсуждают различные вопросы. "Разговоры о важном" интересны и педагогам, и школьникам, и родителям
Современное поколение обязательно будет гордиться своей страной, ее историей, любить свой народ. Наши дети вырастут и станут полезными членами общества: профессионалами своего дела, неравнодушными, крепкими духом. А мы, учителя, должны им в этом помочь! «Ребенок –это сосуд», гласит восточная мудрость. А вот чем мы его наполним, зависит сегодня от нас.

30-09-2024

Зотова Капитолина Александровна

 

 Учитель изобразительного искусства, МОУ средняя школа №49 г.Волгограда

Урок: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Дата: 30.09.24.
Учитель: Зотова Капитолина Александровна.
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта».
Цель: создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка); формирование любви и понимания русского народного искусства.
Задачи:
- способствовать формированию умения передавать единство формы и декора;
- способствовать формированию навыков работать с художественной росписью в стиле русских народных промыслов;
- способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного;
- способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества.
Тип урока: освоение новых знаний.
Планируемые результаты.
Предметные:
- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- использовать символику древних славян;
- выполнять эскизы росписи русской прялки;
- уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (обобщение, ритм, симметрия, выразительность изобразительного мотива) в творческой работе.
Метапредметные:
- овладеть умением творческого видения;
- стремиться к освоению новых знаний и умений;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- уметь планировать и рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная работа.
Материалы и оборудования: бумага, цветные карандаши или краски; иллюстрации с изображением русских народных бытовых предметов; образцы солярных знаков; презентация по теме урока; музыкальное оформление; проектор, ноутбук.
Ход урока.
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с русской избой, её конструкцией и декором, рисовали наличники, а также заглянули внутрь избы и познакомились с разными её уголками.
- Вспомните, как называется передний угол избы?
Ученики: Красный.
Учитель: А почему он так называется?
Ученики: Красный – значит красивый. В углу стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почётных гостей сажали в красный угол на лавку за стол.
Учитель: Потолок был подобен небесному своду, а пол – земле. А своеобразным материальным центром избы, символом тепла, оберегом семьи, была …
Ученики: Печь!
Учитель: Конечно же печь! Именно печь стала центром нашей композиции на прошлом уроке.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Изучив конструкцию, интерьер, внутренний мир избы, интересно бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Давайте отгадаем загадки и узнаем эти предметы!
*Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают, картинки с ответами помещаем на доску*

Загадки:
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Утка в море –
Хвост на воле. (Ковш)
Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит! (Самовар)
Сами не едим,
А людей кормим. (Ложки)
Под одной шляпой четыре брата. (Стол)
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдаёт? (Прялка)

Учитель: Верно, кочерга, ковш, вёдра, ложки, самовар, стол, прялка – все эти предметы наполняли крестьянский дом, и все они были не только практичны, но и очень красивы.
Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки (Внимание на картинки на доске!) свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с русской прялкой, её конструкцией и декором, а также воспроизвести свои знания в творческой работе.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Прялка – предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием, и оберегом. Прядением, как правило, занимались девушки. Уже с 6-8 лет девочки начинали прясть, а к совершеннолетию они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя обязан был на ней жениться. Прялку дарили на память жене, дочери, невесте. Её хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению, потому её старались украшать особенно нарядно.
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи соединялись сказочность и реальность. Изображались и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе символы земли, солярные знаки солнца и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье.
Теперь давайте рассмотрим строение прялки. Внимание на доску (схема прялки). Основные элементы прялки: городки (разные выступы в верхней части прялки), лопасть, серьги (выступы в нижней части), ножка и донце.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели различные прялки, они были очень разные по форме, но все они были одинаково красивы.
- А, разве они не выполняли бы своего назначения без росписи?
Ученики: Выполняли бы.
Учитель: Так откуда же у русского человека такая тяга к прекрасному? Как вы думаете?
Ученики: - Когда в доме красивые вещи – дом становится уютнее;
- Красивые вещи поднимают настроение;
- В жизни крестьян было так много нужды, что красота скрашивала его жизнь.
Учитель: Да, ребята, оказывается красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
6. Первичное закрепление. Постановка художественной задачи. Творческая деятельность.
Учитель: А теперь давайте выполним эскиз прялки, с использованием знаний о её строении, о символике русского орнамента. Прежде чем приступить к работе, обговорим последовательность выполнения.
*учитель проговаривает и показывает на доске этапы работы*
В начале работы определяем положение будущей прялки на листе, отмечаем ширину и высоту, размер основных деталей. Далее, с помощью простых фигур выполняем построение формы прялки: лопасть - это прямоугольник, ножка - узенький прямоугольник, донце также прямоугольной формы, но горизонтально расположено, городки и серьги могут быть разной формы, намечаем их по своему усмотрению, на основе дуг, квадратов или пик. Прорисовываем форму ножки и донца, сглаживаем острые углы при необходимости и переходим к декору. Помним, что в декоре мы можем использовать символы земли, солярные знаки солнца, растительные элементы. Кто хочет более сложную композицию могут рисовать сценки из жизни крестьян или птицу сирин. Используем наглядный ряд на доске, можно взять идею росписи с фотографий настоящих прялок. На следующем этапе выбираем цветовое решение для своей прялки. В начале тонируем всю поверхность в цвет дерева. Для росписи используем только естественные цвета, в основном красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный в небольших количествах. Приступаем к работе!
*в ходе самостоятельной творческой работы учитель обращает внимание на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками или графическими материалами.*
7. Выставка работ.
8. Рефлексия.
Учитель: На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням. Надеюсь, сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к народному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.

29-09-2024

Цурикова Ольга Александровна

 

 воспитатель

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Профессия астроном».


Цели: Познакомить детей с профессией астронома, спецификой его работы. Познакомить с картой звездного неба.
Расширить представления о звездах, их численности, цвете, размере.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Обогащать словарный запас детей словами: подзорная труба, телескоп, Галилео Галилей, обсерватория, созвездия.
Материал для занятия:
"Машина времени" - коробка, оклеенная самоклеящейся пленкой с различными кнопками (кнопки выполнены из разноцветных кусочков потолочной плитки с нанесенными на них цифрами от 1 до 7. Рядом с кнопками приклеены маленькие прозрачные кармашки), квадратики разного цвета (в соответствии с цветами кнопок). Листочки бумаги для изготовления подзорной трубы. Карта звездного неба, изображения астронома, звездочета, обсерватории, подзорная труба, телескоп, фотокамера. Схематическое изображение созвездий. Лупы по количеству детей, пластиковые подносы по количеству детей. Альбомные листы с изображенными на них группами звезд для соединения их в созвездия, простые карандаши по количеству детей, созвездия изображенные в картине.

Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да) А на каком транспорте можно путешествовать? (самолет, корабль, машина и т.д...) А я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие на "машине времени", она может нас перенести в любое место и время. Хотите отправиться в путешествие? (Да) Тогда проходите в нашу "машину времени" и занимайте места. Но чтобы отправиться в путешествие "машину времени" необходимо завести. Разбирайте ключи, внимательно на них посмотрите, ключ нужно вставить в кармашек рядом с замком зажигания такого же цвета и с такой же цифрой. (Дети вставляют карточки с цифрами в соответствующие кармашки) Все ключи на месте, отправляемся в путь. (Звучит космическая музыка)
Вот мы и прибыли на место. Где же мы оказались? Посмотрите, как много звезд вокруг. (Обращаю внимание на звезды, на карту звездного неба размещенную на стене) Как вы думаете звезды одинакового размера? А цвета? (Ответы детей) А вы знаете, что цвет звезды зависит от температуры ее поверхности? Если звезда горячая, то ее цвет белый или голубой, звезды менее горячие - желтого или оранжевого цвета, есть и совсем холодные звезды - они красного цвета. А как вы думаете Солнце - это что, звезда или планета? Это тоже звезда. Она горячая или холодная? (она горячая, еще ее называют желтый карлик) Ребята, а как вы думаете сколько на небе звезд? (Ответы детей) На небе огромное количество звезд, некоторые из них мы даже никогда не сможем увидеть. А вы знаете кто занимается изучением звезд и космоса? (Астроном)
Астроном одна из древнейших профессий, раньше таких людей называли звездочетами. Как вы думаете почему? (Они считали звезды) У астрономов есть специальные приборы, с помощью которых они могут увидеть звезды, расположенные от нас очень-очень далеко. В древности звездочеты наблюдали за небом с помощью подзорной трубы (Демонстрация подзорной трубы). Люди смотрели на небо с помощью подзорной трубы и пытались разглядеть звезды. Самую простую трубу вы сможете сделать сами. Давайте возьмем лист бумаги и сложим его в трубу. Посмотрите в свою подзорную трубу, что вы видите, когда смотрите в нее? (все что находится вокруг нас)
А если предмет рассматривать через увеличительное стекло - лупу, он изменяется. Давайте посмотрим, как. Пройдите, пожалуйста, к столу. (На столе разложены лупы и поддоны с крупой) Представьте, что это звезды. Какого они размера, если мы смотрим на них без увеличительного стекла? (Маленькие) Теперь давайте посмотрим на них через увеличительное стекло. Что изменилось? (Ответы детей) Правильно, взглянув на предметы, даже совсем маленькие, через увеличительное стекло, мы увидим, что они увеличились в размере, стали крупнее и как будто приблизились к нами.
А как вы думаете, что будет если соединить подзорную трубу и лупу? (Предположение детей) Ученые воспользовались этой мыслью и создали астрономическую подзорную трубу. Такой прибор изобрел итальянский астроном Галилео Галилей. (На доске размещена фотография Галилео Галилея) Попробуйте произнести его имя. (Дети произносят имя) Он соединил не одно, а два увеличительных стекла небольшой трубкой и назвал этот прибор - телескоп (Обращаю внимание детей на телескоп стоящий на другом столе) С помощью этого прибора ученые могут заглянуть в глубины космоса и изучать самые далекие звезды. Как же называется этот прибор? (Телескоп)
Время шло и уже другие ученые решили усовершенствовать изобретение Галилея. Они присоединили к телескопу фотокамеру. Как вы думаете зачем? (Ответы детей) Правильно, с помощью телескопа мы увеличиваем изображение звезд и видим новые, самые дальние, а фотокамера их фотографирует. Сегодня во всем мире построены специальные астрономические станции для изучения звезд - обсерватории (Демонстрация изображения обсерваторий) Оттуда можно разглядеть самые далекие звезды, как на ладони. Давайте повторим новое слово - обсерватория. (Дети повторяют) Для чего нужны обсерватории? (Ответы детей).
А теперь я предлагаю вам поиграть. Все звёзды различаются по размерам на карликов и гигантов, так же звёзды разделяют по температуре их поверхности– голубые, самые горячие, затем идут белые, жёлтые и красные, самые холодные. Игра называется "Карлики и гиганты". Ведущий называет две команды: Карлики – дети присаживаются на корточки. Гиганты – дети встают вверх.
При этом команды можно чередовать не по порядку, а путая детей. Усложняем игру, добавляя действия. Добавьте в разминку название цвета звезды и соответствующие движения: Голубая – руками махать на себя, как при жаре. Белая – закрыть ладонями глаза, будто слишком сильно светит звезда. Жёлтая – показывать двумя руками «класс», тепло, как от нашего Солнца. Красная – обхватить ладонями противоположные предплечья, как при холоде.
Например, при команде «Белый гигант» детям нужно встать и закрыть ладонями глаза. А ещё, изредка, можно произносить команду «Зажглась сверхновая!», во время которой все дети должны подпрыгнуть, как от взрывной волны.
Астрономы читают звёздное небо как карту. Для своего удобства они разделили все яркие звёзды на созвездия, сейчас их насчитывается около 88, и это только известные науке. А сколько во Вселенной звёзд, невозможно посчитать! Звезды никогда не блуждают по небу ни вправо ни влево. Чтобы не считать одни и те же звезды и не путать их, еще древние астрономы мысленно соединяли звезды линиями. Они заметили, что соединенные таким образом звезды напоминаю животных, людей, различные предметы. (Рассматриваем карту звездного неба). Хотите и вы стать астрономами и создать свои созвездия? Тогда присаживайтесь за столы, возьмите карандаши, карточки и соедините звездочки линиями последовательно по номерам. А потом мы посмотрим, какие созвездия у вас получились. (Дети выполняют задания после выполнения задания переворачивают листочек и рассматривают картинку созвездия) Каждый из нас родился по своим созвездием. Например, я родилась в августе, под созвездием Льва. А на ваших листочках изображены созвездия под которыми родились вы. Кто из вас знает, под каким созвездием он родился? (Ответы детей) Хотите посмотреть на карте звездного неба, где находятся ваши созвездия? (Рассматриваем карту звездного неба, созвездия)
А наше путешествие подходит к концу, пора нам возвращаться на Землю. Давайте заведем нашу "машину времени", разбирайте ключи и внимательно соединяйте их с "замками".
Понравилось вам наше путешествие? Давайте вспомним, о какой профессии мы сегодня говорили? С помощью каких приборов астрономы изучают звезды? Как звали первого астронома, который придумал телескоп? Как называются специальные астрономические станции? Какие созвездия вы сегодня запомнили? (Ответы детей)
Вот мы и вернулись на Землю, а на память о нашем путешествии я хочу вам подарить сувениры. Это магниты с созвездиями под которыми вы родились. А теперь вы можете пройти и изобразить знакомые созвездия или придумать новые.


28-09-2024

Алекберова Светлана Борисовна

 

 учитель начальных классов

Российское движение детей и молодежи «Движение первых» (далее – РДДМ)призвано сплотить все детские организации, движения и объединения в нашей стране, охватить наибольшее количество детей и подростков, дать им широкую поддержку, стимул для развития и самореализации в жизни.
Цель игры: знакомство подростков с основами деятельности РДДМ как пространства самореализации и формирования социальной активности и общественной вовлеченности.
Дети: Мы – последователи славных традиций наших предков, выполняя наказы своих друзей, родителей и наставников, заявляем: Мы объединились в движение, чтобы обеспечить России великое будущее, чтобы сделать достойной и счастливой жизнь всех поколений, чтобы менять мир к лучшему! Мы считаем себя ПИОНЕРАМИ своего Отечества! И понимаем всю ОТВЕТСТВЕННОСТЬ своих стремлений! Мы хотим быть ПЕРВЫМИ в знаниях и творчестве, на защите Родины, в науке и технологиях, в труде и спорте, в сохранении природы и везде, где хотим исполнить наши мечты! Мы – ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ и готовы изменить мир к лучшему!
В 2022 году Президент России поддержал идею создания в стране самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи.
Уже 14 июля 2022 года был подписан Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи», в соответствии с которым Наблюдательный Совет Движения возглавил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Название придумали сами дети - «Движение первых». А уже с 18 по 20 декабря 2022 года в Москве проходил первый Съезд Российского движения детей и молодежи, где Президент обратился к общественности.
Ведущий 2. Российское движение детей и молодежи – это история поколений, Российское движение детей и молодежи – это благо страны и всего общества, Российское движение детей и молодежи – это неравнодушие, вера, товарищество, Российское движение детей и молодежи – это созидание, ответственность, труд!
Движение в своей деятельности работает по следующим направлениям:
1. Образование и знания. «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»
2. Наука и технологии. «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»
3. Труд, профессия и своё дело. «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!»
4. Культура и искусство. «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»
5. Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!»
6. Патриотизм и историческая память. «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»
7. Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
8. Здоровый образ жизни. «БУДЬ ЗДОРОВ!»
9. Медиа и коммуникации. «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!»
10. Дипломатия и международные отношения. «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»
11. Экология и охрана природы. «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»
12. Туризм и путешествия. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»
Просмотр видеоролика
Сегодня мы проведем интерактивную игру по трем направлениям:
1. Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!»
2. Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»
3. Туризм и путешествия. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»

Старт игры «Если вы есть-будьте первыми», посвященной новому Движению детей и молодежи «Движение первых»!

27-09-2024

Самиева Бурлият Гаджиевна

 

 Коркмаскалинская СОШ

Научная статья на тему: «Актуальность предмета «технология» в современном образовании»
Коркмаскалинская СОШ
Самиева Бурлият Гаджиевна
Учитель технологии
Дата создания
20.01.2019




Актуальность предмета «технология» в современном образовании.

Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу?
Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать.
Работая через пень – колоду, дела своего не полюбишь.
Каждый любит делать то, что он умеет делать хорошо
И поэтому, может быть, главное в нашем
воспитательном деле учить детей хорошо делать работу.
В.Н.Терский

Нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ на этот вопрос.
К сожалению не все родители соответственно и дети не воспринимают этот урок всерьез. Сейчас больше акцент делается на те уроки, которые они будут сдавать на ОГЭ и ЕГЭ.
Большую часть часов по технологии урезали, а в 9 классе вовсе наше государство решило убрать этот урок.
Еще смущает то, что на уроках технологии не делятся уч-ся на группы (мальчики и девочки) . Я считаю, что количество уч-ся в классе не должно отражаться на их разделении. Ведь это получается два разных направления. Девочкам все же больше хочется приготовить, вышить, а в то время как мальчики хотят постучать молотком, спилить, прибить.
Вот отсюда и начинается проблема трудового обучения. Мы , учителя, волей неволей должны их заставлять делать то чего они соответственно не хотят.
На уроках хочется охватить всех учащихся, приходится искать более нейтральные темы для девочек и мальчиков, чтобы как то их заинтересовать.
Называя предмет «технология», моему поколению сразу вспоминается привычное название «труд», от слова трудиться, трудиться как умственно так и физически, каждому вспомнится школьные мастерские с верстаками и плитами, конечно же каждый вспомнит свое рабочее место, инструменты и приспособления, запах опилок и запах различных каш и бутербродов.
Время не стоит на месте и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся.
Снижение статуса «Технологии» в школе сделало менее престижными для выпускников профессий в сфере материального производства, а за этим обостряется проблема комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования. В профессиональных училищах выпусников становится все меньше и меньше. А в вуз на технолого-экономический факультет поступающих можно посчитать по пальцам.
В 1997 году было много поступающих, были по пять групп на курсе в каждой группе по 25 студентов. Иногода даже становится обидно за свой вуз, в особенности за факультет.
Происходит резкое снижение графической грамотности учащихся, что создает серьезные проблемы для инженерно- технических вузов, которые страдают из-за отмены уроков черчения в школах.
Школа лишается действенной возможности для формирования нравственного отношения молодого поколения к труду. Дело в том, что практически по всем предметам ребенок учится для себя, взрослые стремятся удовлетворить его образовательные потребности. И только на уроках технологии ученик постоянно сталкивается с ситуацией, в которой его практическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей других людей, и он несет ответственность за результаты своего труда.
Школьники не получают достаточно знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, потому что с каждым годом урезаются часы по трудовому обучению, что осложняет и без того непростую задачу создания семьи.
Следует учесть и то, что в 8-м и 9-м классах значительно возрастает учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличивается время, проводимое ими в статичном положении, что негативно отражается на их здоровье. Уроки технологии, на которых традиционно используются разнообразные виды трудовой деятельности, позволяют в определенной мере компенсировать последствия вредного влияния гиподинамии.
Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированы на продолжение образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации.
Технологическое образование по своей сущности предполагает формирование разнообразных вне предметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Что думают об уроках технологи сами учащиеся? . На вопрос: «Нужен ли урок технологии в школьной программе?» 99% из них отвечают, примерно, так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе, так как они
1.Дают знания по ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, шить одежду, создавать интерьер квартиры;
2.Воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;
3.Сам дух уроков сближает, сплачивает нас;
4.Уроки технологии – это уроки творчества.
Часто можно слышать, что нынешние школьники не хотят ничего делать своими руками. Отчасти это так, однако, я с уверенностью могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?
Неинтересный урок технологии, по мнению пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», «нет общения друг с другом».
Почему девочкам так нравятся уроки кулинарии? Потому что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью, выполнять привлекательные задания, («учитель не заставляет»), работать в коллективе (нравится работать сообща, в одной команде), получить быстрый результат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить полученные знания и умения в жизнь (приготовить завтрак для родителей).
Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или непривлекательным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина – основа любой деятельности. Нет мотива – нет деятельности – нет результата. Для создания мотивации использую не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных занятий, повышение его личной ответственности. При этом главное, на мой взгляд, - увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия. Ведь результат для пяти- и шестиклассников – абстрактное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности.
Творческая активность является стимулирующим фактором развития лучших качеств личности. По моему мнению, процесс формирования знаний и умений должен происходить в атмосфере творческого поиска и в созидательной деятельности. «Если не творчески, то зачем?» Умение заинтересовать учащихся – вот одна из основных задач перед каждым уроком. Чтобы добиться этого, я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Ученикам часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
По своему опыту считаю, что на занятиях по технологии лучше всего применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня ее сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.
Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые ученицы видят результаты своей деятельности уже через один – два урока. Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет общий кругозор учащихся.
При объяснении нового материала определяю значимость этой темы, ее жизненная необходимость, востребованность для девочек (обед в походных условиях, прически и т.д.). В ходе урока проводятся физминутки в различной форме, при этом делается акцент внимания на здоровье, что формирует у учащихся привычку заботиться о своем здоровье и о необходимости его укрепления.
Ученицы работают с разным темпом, и тем, кто быстрее выполняет задание, предлагаю выполнить задание по желанию. Это способствует развитию их творческой активности, познавательного интереса и инициативы. Нередко школьницы сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, стараюсь представить его на конкурс детского творчества. Считаю, что участие в различных выставках повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.
Большое значение для уроков технологии имеет метод проектов. В основе проектной деятет

24-09-2024

Пикулева Светлана Владимировна

 

 Преподаватель истории и обществознания ДХТ им. Красной Армии г. Дзержинск Нижегородская область

В разработке содержатся обобщенные теоретические материалы, вопросы для викторины.

22-05-2024

Шагаева Ольга Валерьевна

 

 Воспитатель

Ход занятия:
- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил.

- Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену.

- Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наше занятие.

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

Дети: Ко Дню Победы

Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.

Что это за праздник, кто объяснит?

Дети: 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.

Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны.

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

Дети: В нашем городе есть обелиск Славы в центральном городском парке, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Дети: В нашем городе есть улица Ежова, названная в честь Героя Советского Союза Ежов Николай Константинович

Рассказ о герое Советского Союза Ежове Николае Константиновиче - 1916–22.02.1940

Ежов Николай Константинович - командир танка 15-го танкового батальона 13-й легкой танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта, младший комвзвод.

Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир танка младший комвзвод Ежов отличился зимой 1940 года в боях по прорыву укреплений рубежа противника в направлении Ляхде и Кямяря (ныне Гаврилово Выборгского района Ленинградской области). Огнём и гусеницами танка подавил огневые точки противника, чем способствовал успешному наступлению стрелковых подразделений. 22 февраля 1940 года в лесу в километре от населённого пункта Пейямперы (Пиен Перо, ныне в черте п. Толоконниково) танк Ежова встал на узкой просеке из-за поломки. Танк был окружен группой врагов. Оставшись один Николай Ежов при схватке убил троих белофиннов. Погиб от вражеской пули.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство младшему комвзвода Ежову Николаю Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Место захоронения или увековечивания

05026 п. Гаврилово, кладбище, братская могила

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.

Давайте послушаем одно такое письмо.

Выходит ребёнок, одетый в солдатскую форму читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовая сестричка»

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»

Рассказ о людях ковавших победу в тылу.

Корсунов Григорий Степанович

Дата рождения: 25.01.1911

Дата смерти: 22.02.2002

Звание «Почетный гражданин города Медногорска» присвоено Григорию Степановичу Корсунову Решением 3-й сессии Медногорского городского Совета народных депутатов от 21 октября 1977 года.

Краткая биография:

Григорий Степанович уроженец села Прилепы Тульской области. До войны работал на Тульском оружейном заводе, вместе с которым в 1941 году был эвакуирован в Медногорск. После окончания войны остался в нашем городе. Впоследствии работал мастером на заводе «Уралэлектромотор», подготовил много отличных инструментальщиков. Горожанам он запомнился как замечательный, честный и в высшей степени порядочный человек, добросовестный труженик, талантливый футболист и хоккеист, не раз защищавшего честь завода на соревнованиях. В Медногорске проводился турнир по зимнему мини-футболу имени Г. С. Корсунова.

За долгую трудовую биографию (его стаж более 30 лет) Григорий Степанович неоднократно был награжден медалями, Почетными грамотами, заносился в Книги почета завода и города, стал кавалером ордена Ленина.

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания

Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Чем, кроме цветов и поздравлений, можно порадовать ветеранов в этот день?

Дети: Можно разучить стихи, песни, подготовить концерт.

Воспитатель: а я предлагаю выполнить праздничный салют

Практическая часть - дети выполняют композицию «Салют»

Воспитатель: Предлагает ребёнку по схеме напомнить детям последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра).

Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на ватман

По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает

Пышные букеты

В небе расцветают

Словно искры света,

Лепестки сверкают

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными

Синими, лиловыми

Каждый раз всё новыми.

А потом рекою

Золотой текут

Что это такое?

Все дети: Праздничный салют!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой салют был 9 мая 1945 года, когда война закончилась

(Рассматривание «Салют, Победа!» в книге)

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение С. Маршака «Пусть не будет войны никогда».

1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

дети читают стихотворение В. Берестова

Пусть пулемёты не строчат

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому.

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле

Все: всегда.

Итог занятия :

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии?


24-09-2024

Данилова Софья Николаевна

 

 ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида

Деловая игра для родителей «Воспитать патриотов России»

Цель:

-создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

-формировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

-оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

-формирование у родителей понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-создание условий для самообразования родителей в данном направлении.

Ход игры

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)


Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли!

Ведущий

-Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашаем Вас принять участие в деловой игре «Воспитать патриотов России…», но для начало нам нужно познакомится

Игра-разминка
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВАЛЕРИЯ.

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Воспитать патриотов России – это значит:

- Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

- Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

- Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

- Воспитывать патриотов сегодня – это значить обеспечить будущее завтра.

Ведущий

В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально. В Конституции РФ и в «Национальной доктрине образования РФ» провозглашены ценностные установки – это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины»

В дошкольном детстве закладываются закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире. Обществе и культуре.


Разминка
«МЯЧ РАДОСТИ»

Участники стоят в кругу.

-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.

Ведущий.

А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем подучить.

Ведущий.
– С чего начинается Родина… с изучения своей страны.

Предлагаем участникам деловой игры первое задание. Каждой команде даётся по две карточки с ребусами. Нужно отгадать слова понятия относящиеся к нашей деловой игре.

Родина Гимн
Герб Москва
Честь Россия


Ведущий. – С чего начинается Родина…с малой родины, родного края, города, улицы, двора, где человек родился и вырос. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игры «Так какой он, наш город Павлово?»

Задание: придумайте по два определения на каждую букву названия города.

П – прекрасный, первый, патриотичный…
А– активный, артистичный, автобусостроительный
В– весёлый, востребованный,
Л – любимый…
О – отличный, оригинальный, образцовый
В– великий, вольный
В- образцовый, образованный, одухотворённый

Ведущий.
С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.

Следующее задание по экологическому направлению

«Исключи два лишних понятия» (на листочках для команд 1-2-3)

1. Назови две лишнии птицы, которые не водятся в Нижегородской обл: дрозд, синица, свиристель, казуар, озёрная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар- Бразилия, родственник страуса)

2. Назовите две лишние реки, которых нет в Нижегородской обл. ; Истра, Серёжа, Тёша, Ветлуга, Ахтуба. Ломовка. (Ахтуба – левый приток Волги, Волгоградская обл, Истра – Московская обл.)

3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в нашей обл.: шиповник, мята, полынь, элеуторококк, календула. Лимонник. (Лимонник- Северный Китай, Дальний Восток. Элеуторококк- Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи).

(вопросы устно)

1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)

2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

5. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

6. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

7. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Ведущий.
С чего начинается Родина…Со сказок, легенд. былин, потешек, пословиц, поговорок…С младенчества ребёнок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание: из отдельных слов составьте русскую пословицу или поговорку

Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.

Задание: вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу иностранной.

Разговорами риса не сваришь (кит.) - Соловья баснями не кормят

Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее. (анг.) – Баба с воза – кобыле легче.

Голова - венец телу, а глаза лучшие алмазы в том венце (азерб.) – Глаза – зеркало души.

Тот не заблудится, кто спрашивает (финн.) – Язык до Киева доведёт.

Ведущий

-Родить патриота нельзя, его нужно воспитать!

24-09-2024

Светлана Александровна Кукина

 

 МБДОУ "Детский сад №53 "Яблонька"

Актуальность.

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактических игр для развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр и упражнений для всестороннего развития детей.
3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5. Повысить компетентность родителей в значимости коммуникативных игр для детей ЗПР
Теоретическая база.
Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, а так-же дети-инвалиды. К ним относятся: с РАС, с умственной отсталостью,
Перед учителем - дефектологом, работающим, с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.
Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.


Ведущая педагогическая идея.
Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А. Н. Леонтьев подчеркивал, большое значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно, большое значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ЗПР

При поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.
Формирование игровой деятельности у детей с ЗПР требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ЗПР способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.


Форма работы.
Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ЗПР предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

В процессе обучения детей с ЗПР в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:
• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
• объяснения учителя - дефектолога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;
• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:
• игра должна быть с четко сформулированными правилами;
• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.



4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ЗПР учитель – дефектолог
– активный участник и основной помощник. Именно он формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра имеет цели:

• обучающую (которую преследует взрослый),
• коррекционную (способствует развитию ребенка),
• игровую (для действия ребёнка).

В работе с детьми с ЗПР важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождаю свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).

Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях (Приложение1).
«Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде», «Что сначала, что потом», «Собери картину», «Выполни, не ошибись», «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Полет высоко в небо» и т.д).
Такие игры и упражнения я провожу ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного—двух, постепенно увеличивая.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяю коррекционным задачам, где учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы:
• доступность,
• повторяемость,
• постепенность выполнения заданий.
При проведении дидактических игр учитель- дефектолог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.
Ди

15-09-2023

Ирина Алексеевна Лызь

 

 Учитель математики, МБОУ лицей №9 г.Сальска

Выбор профессии-выбор будущего!

Цели:

познакомить учащихся с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:

-определить свой уровень сформированности личных

профессиональных планов, степень профессиональной готовности.

- познакомиться с правилами выбора профессии с учетом личностных

особенностей и требований рынка труда.

- представить информацию о выбранной профессии

Целевая аудитория:

учащиеся 9-11 классов

Оформление и оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация к классному часу.

Предисловие

Притча о выборе пути. «У каждого своя дорога»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод. У каждого из нас своя дорога. У каждого из нас свое предназначение в этой жизни, а значит, каждый должен выбрать свою профессию.

2. Значение слова «профессия»

Профессия (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Как вы думаете, с чем связано появление профессий?

Профессии порождены разделением труда.

Также по мере развития

- производительных сил общества,

- применения более совершенных орудий труда и технологии производства,

- возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда.

Многие профессии подразделяются на специальности: например, врач-терапевт, врач-хирург и т. д.

Вы уже думали о своей будущей профессии?

Чтобы сложилось верное представление о выбираемой профессии, необходимо иметь четкое и верное представление об этой профессии, которое складывается из знаний о:

- предмете труда, профессиональной деятельности – это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или находить их);

- условиях труда - основные требования, учитывая факторы рабочей среды;

- средствах труда – включают:

средства познания (например, приема, получения, «добычи», обработки информации) и

средства воздействия на предметную ситуацию, например, специально построенная информация, сирена,

внешние функциональные средства труда, например, выразительные средства поведения – это интонация речи, позы, жесты, выражение лица.

внутренние функциональные средства труда

невербальные (мысленные эталоны, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства;

- орудиях труда - принято считать не только инструменты обработки, но и любые средства, которые усиливают способности человека как объекта труда. К орудиям труда можно отнести измерительные инструменты, приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма».

3. Изучаем себя и изучаем профессии…

Перед тем как определить к чему лежит душа, имеет смысл ознакомиться с тем, что же востребовано в современном мире и на каких специалистов есть действительно хороший спрос. Кроме того, если вы выбираете между несколькими профессиями, то востребованность той или иной может склонить ваш выбор именно в ее пользу.

Профессии будущего.

12-05-2024

Ирина Сергеевна Тихонова

 

 МАДОУ Детский сад №17 "Золушка г. Бор

5 авруста - Международный день светофора: Свет безопасности на дорогах
Цель: Повысить осведомленность родителей о важности знания правил дорожного движения детьми дошкольного возраста.

Международный день светофора - это отличный повод обратить внимание на важность безопасности на дорогах, особенно для самых уязвимых участников движения - детей.

Статистика неумолима: по данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год на дорогах погибают около 1,35 миллиона человек. Дети составляют значительную часть этой печальной статистики.

В России ежегодно в ДТП погибают тысячи детей. По данным ГИБДД, за последние несколько лет происходит около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают несовершеннолетние. Причины трагедий разные: нарушение правил дорожного движения, несоблюдение мер безопасности, недостаточное внимание взрослых.

Светофор - не просто световой сигнал, а символ безопасности. Он помогает регулировать движение транспорта и пешеходов, предотвращая аварии. Для детей светофор - это урок безопасности, который нужно запомнить с раннего возраста.

Что можно сделать, чтобы обеспечить безопасность детей на дороге?
Обучать детей правилам дорожного движения: с раннего возраста объяснять основные правила и учить их правильно переходить дорогу.

Международный день светофора - это не просто праздник. Это напоминание о том, что каждый из нас несет ответственность за собственную безопасность и безопасность других, особенно детей. Вместе мы можем сделать дороги безопаснее для всех.

Правила дорожного движения для дошкольников
Объяснение основных правил дорожного движения: переход дороги по пешеходному переходу, остановка перед дорожным знаком "Пешеходный переход", взгляд налево-направо перед переходом, ходьба по тротуару, безопасное поведение на транспорте.
Демонстрация иллюстраций с правилами дорожного движения.
Разъяснение роли светофора в обеспечении безопасности на дороге.

Как научить ребенка правилам дорожного движения
Объяснение детей в доступной форме, использование игр, стихов, песен. Создание ситуаций в игровой форме (например, "переход дороги по пешеходному переходу", "встреча с транспортным средством").
Поощрение соблюдения правил дорожного движения детьми, создание позитивного образа безопасности. Важно не напугать ребенка, а научить его правильно вести себя на дороге.

Постоянно напоминайте детям о правилах дорожного движения дома.
1. Пешеходный переход:
Переходить дорогу можно только по зебре (пешеходному переходу).
Сначала остановись на краю тротуара, посмотри налево, потом направо и еще раз налево.
Переходи дорогу только тогда, когда машины стоят и сигналят тебе.
Не беги по пешеходному переходу.

2. Тротуар:
Ходить по дороге опасно.
Ходи по тротуару - там безопасно.
Не играй на тротуаре, не катайся на роликах и не бегай.

3. Дорожные знаки:
Красный кружок - опасно!
Зеленый человечек - можно переходить дорогу.
Синий квадрат - важная информация.
Треугольник - предупреждение.

4. Транспорт:
Не играй возле дороги.
Не садись в машину к незнакомцам.
Спрашивай у взрослых, куда тебе нужно ехать.
Никогда не выбегай на дорогу перед машиной.

5. В автобусе:
Держись за поручень, чтобы не упасть.
Не бегай в автобусе.
Не кричи и не мешай другим пассажирам.

6. В машине:
Всегда пристегивайся ремнем безопасности.
Не высовывайся из окна и не отвлекай водителя.
Сиди спокойно на своем месте.

7. Велосипед:
Езди только по велосипедным дорожкам.
Не езди по дороге, где ездят машины.
Обязательно надевай шлем.

8. Важные слова:
Светофор - это устройство, которое регулирует движение.
Пешеход - это человек, который идет пешком.
Тротуар - это место, где ходят пешеходы.
Зебра - это пешеходный переход.
Дорога - это место, где ездят машины.

9. Запомни:
Осторожность - это главное на дороге!
Спрашивай у взрослых, если ты не уверен.

Играйте в дорожные игры. Читайте книжки о правилах дорожного движения. Смотреть мультфильмы о правилах дорожного движения.
Эти простые правила помогут быть в безопасности на дороге!

Поиск