Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

28-10-2024

Варнакова Наталья Викторовна

 

 мастер производственного обучения ГАПОУ СО "Саратовский политехнический колледж"

Уже много лет, я неизменно следую своему жизненному принципу - «Мы должны развивать способность видеть в других не то, какие они в настоящее время, а то, кем могут стать.».
Сущность наставничества, по моему мнению, заключается в процессе обучения на рабочем месте.
И оно начинается мною с создания программы (индивидуального плана сопровождения), следуя которой молодой специалист, должен стать профессионалом.
Прежде всего, я выявляю и оцениваю начальную профессиональную компетенцию, а также помогаю в адаптации в коллективе, в педагогической деятельности. Здесь проявляются все личностные особенности молодого специалиста, такие как: темперамент, характер, ценностные ориентации.
Затем начинается период ознакомления «вновь прибывшего специалиста», с педагогическим характером деятельности: посещение практических занятий, проведение внеурочных мероприятий, а также открытых уроков.
На основании этого, я делаю вывод о стиле его педагогической деятельности, а также выявлю проблемы и обязательно даю необходимые рекомендации.
Наибольшее внимание уделяем урокам - совместно анализируем проведенные молодым педагогом уроки, даю методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на уроке: как правильно начать урок, разумно распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке.
По мере адаптации анализ уроков показывает, что молодой педагог достиг достаточного уровня методической и теоретической подготовки, может организовать учебную деятельность учащихся, использует современные педагогические технологии, с обучающимися удается установить доброжелательные деловые взаимоотношения.
Нам вместе предстоит пройти этот нелегкий путь. Закончу свое выступление словами Антона Макаренко: «Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения,…сберегайте правила, традиции.».

20-05-2024

Анищенкова Альбина Владимировна

 

 Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю : поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т. д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т. п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.

Воспитатель обязан :

1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях, содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь ре- пертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель :

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах, так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан : Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.

20-03-2024

Юлия Петровна Ватуева

 

 МОБУ СОШ "ЦО"Кудрово", г.Кудрово, Ленинградская область

Использование метода визуальной поддержки с обучающимися РАС

Визуальная поддержка — это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т.п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации
Визуальная поддержка для детей с РАС — способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
В качестве визуальной поддержки мы используем фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при расстройствах аутистического спектра.
Визуальной способ предъявления информации:
— помогает концентрировать и удерживать внимание;
— предоставляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять;
— поясняет вербальную информацию;
— дает возможность объяснять ребенку абстрактные понятия, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;
— помогает при смене занятий или местоположения.
В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает как педагогам, так и специалистам:
— тратить меньше времени на повторение требований и инструкций;
— снижать необходимую для ребенка степень помощи;
— быть более последовательным в процессе обучения и использовании языка для вербальных инструкций;
— заранее планировать изменения или облегчать их принятие детьми с РАС.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «Сначала-Потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции. Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки, представляет собой: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, картинки из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и короткие письменные тексты.
Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка и особенностями его восприятия.

Визуальное расписание — система, использование которой позволяет ребенку четко выделить последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день. Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, презентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Расписание для каждого ребенка с РАС разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуального расписания, а затем его применять постоянно.
Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость, увеличивать независимость в разных ситуациях, помогает генерализации навыков, обеспечивает предсказуемость, и, следовательно, помогает детям с РАС справляться с тревогой.
Планшет «Сначала-Потом» -простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия.
Визуальные подсказки показывают шаги или дают указания на то, что ребенок будет делать в рамках определенного занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть следующие шаги выполнения конкретной деятельности или действий. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, чистки зубов, посещения туалета.
Визуальное структурирование — организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.
Основные компоненты визуальной структуры:
— Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
— Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание).
— Визуальные инструкции подсказывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.
Социальные истории — короткие рассказы, представляющие наглядно и в позитивной форме способы коммуникации и социального взаимодействия, а также опосредованно, через рассказы, обучающие поведенческим навыкам. Применение социальных историй помогает проявлению и закреплению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории могут представлять собой индивидуально написанные истории с использованием наглядности, с изображениями или реальными фотографиями, где описывается ситуация и правильные способы действий в этой ситуации.
Жетонные системы —  системы подкрепления награждением жетонами, которые в последствии можно обменять на вещи, предметы или привилегии.
Таким образом, визуальная поддержка как элемент организованной среды для обучающихся имеющих расстройства аутистического спектра, активно применяется всеми специалистами сопровождения, и помогает развитию детей, поддерживает их уверенность в себе и более быструю социальную адаптацию.

Литература
Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
Загуменная О. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2017.
Как использовать визуальную поддержку при аутизме. Рекомендации родителям детей с РАС по применению визуальной поддержки. –Источник: https://www.autismspeaks.org/

27-10-2024

Рамиль Марсович Нигматуллин

 

 МБОУДО "Дом детства и юношества"

25 октября 2024 года для школьников четырех стран России, Беларуси, Таджикистана и Приднестровья прошел очный этап Международной научно-практической конференции детей и молодежи «Мы Памяти верны». Конференция посвящалась 80-летию операции «Багратион», 80-летию Ясско-Кишиневской наступательной операции», 34-й годовщине образования Приднестровской Молдавской Республики. Финалисты защищали свои работы в онлайн-режиме в 5 секциях: «Наш Герои», «История Помнит», «История Приднестровья», «Дети и война», «Живые Памятники».

Конференция проходила в рамках работы Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы» (руководитель: Иванов Игорь Михайлович).

Организаторами конференции выступили:
― Оргкомитет Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы».
― Республиканская Общественная Организация «Белая Русь» Республика Беларусь.
― Официальное представительство «Министерство иностранных дел» Приднестровской Молдавской Республики в Российской Федерации.
― Общественное объединение «Объединение участников боевых действий «Боевые братья» г. Бендеры Приднестровская Молдавская Республика.
― Краснодарская краевая Общественная Организация «Ассоциация ветеранов силовых структур «МЕГАПИР» г. Краснодар Российская Федерация.
― МБУК «Новоалександровский РДК» г. Новоалександровск Ставропольский край РФ.
― МБУК «Новоалександровский районный историко-краеведческий музей» г. Новоалександровск Ставропольский край РФ.
― Инновационная культурно-образовательная воспитательная площадка «Дружба народов – будущее мира» школьного военно-патриотического музея «Молодая гвардия» МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Заочный этап конференции проходил с 15 сентября по 15 октября, во время которой были представлены 96 работ, из которых жюри на финальный этап отобрал 17.

Во время проведения очного этапа конференции, участники конференции во время выступлений демонстрировали подготовленные презентации и видеоролики.

В конференции Республику Татарстан представляли учащиеся Таканышской общеобразовательной школы Мамадышского района, активисты инновационной площадки «Дружба народов». Все работы были признаны достойными награды, но по решению компетентного жюри одна из работ заняла 2 место.

Открыл конференцию генерал-майор Долонин Николай Александрович г. Краснодар, Россия.

Слова напутствия для детей сказала кандидат юридических наук, доцент, заместитель Главы Официального представительства Приднестровья в России, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Приднестровья Городецкая Елена Анатольевна (Приднестровская Молдавская Республика).

От Республики Беларусь выступил методист центра социальной, воспитательной и идеологической работы государственного учреждения образования «Академия образования», соискатель лаборатории воспитания личности Академии Пилипенко Михаил Николаевич.

В состав жури вошли педагоги из стран-участниц конференции:
Леоненко Светлана Владимировна – председатель Заводской районной организации г. Минска РОО «Белая Русь» Республика Беларусь;
Викторенко Галина Петровна – учитель высшей категории, Звездный городок, Россия;
Нигматулин Рамиль Марсович – руководитель музея «Молодая гвардия» Таканышской средней общеобразовательной школы, руководитель инновационной площадки МСОП «Великая Победа объединяет народы», Республика Татарстан, Россия.
Иванов Игорь Михайлович – руководитель Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы», директор МБУК «Новоалександровский районный историко-краеведческий музей» г. Новоалександровск, Россия.

По итогам конференции все участники награждаются Дипломами Лауреатов, а победители – Дипломами I II III степени.

Информационная поддержка конференции осуществлялась официальными сайтами и группами в социальных сетях организаторов, а также новостным периодическим иллюстрированным социально-образовательным изданием «Мир и Дружба» Международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы».

Руководители участников научно-практической конференции отметили высокую степень организации, поблагодарили организаторов за возможность выступить на таком важном с точки зрения патриотического и культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения мероприятии.

27-01-2022

Светлана Григорьевна Попцова

 

 Старший воспитатель МКДОУ детский сад "Родничок" п.Суна Кировская область, Сунский район, пгт Суна

Мастер-класс для воспитателей
«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью речевых игр»

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование речевых игр.
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас. И чтобы сразу включиться в работу, предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начать.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях.
В речевой игре ребенок использует приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берет волшебную палочку)
Я словно сказочная фея
Волшебной палочкой взмахну
И, вы, нисколько не робея
Помчитесь в детскую страну!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Нам скорее помоги
Нас в детей, ты, преврати!
Быстро собираемся,
В поездку отправляемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Развития речи повезет!
1. Игра «Звуковые шапочки».
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
— четкое изолированное произношение звуков;
— развитие навыков звукового анализа;
— обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
— различение речевых и неречевых звуков;
— совершенствование зрительно-моторной координации.
Ход игры
В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

2. Игра «Жадный кот».
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 раз слова «тише» и «ближе».
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

3. Игра «Составь предложение».
Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

4. Игра «В гостях у Винни - Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
Ход игры
Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т.д. ).
— Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
— Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

5. Игра «Забавные превращения»
Назвать в кого превращается человек, если окажется:
- на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).


6. "Волшебная цепочка" или «Ассоциации»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар

7. «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что это? (Телефон.)
Приглашает два человека. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

8. "Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик").

10-04-2024

Татьяна Геннадиевна Белушкина

 

 Учитель начальных классов

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас умения логически мыслить. Логика, как способность мыслить и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес-задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине. [34,30]
Л. Ю. Огерчук дает следующее определение: «Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности». [16,18] [24,23] Она считает, что суть развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по обработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета операций по выявлению этой информации, ее сопоставлению и соотнесению с действиями.
К началу младшего школьного возраста умственное развитие ребенка достигает довольно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли долгий путь развития. Различные когнитивные процессы, обеспечивающие разнообразную деятельность ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, каждый из которых связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов приобретает ведущее значение для общего психического развития. [9,53]
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс основан на восприятии, представлении или концепции, существует три основных типа мышления:
1. Предметно- действенное (наглядно- действенное).
2. Наглядно- образное.
3. Абстрактное (словесно- логическое).
Предметно - действенное мышление - это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление - это мышление, основанное на восприятии или представлении (типично для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление позволяет решать задачи в непосредственно заданном наглядном поле. Далее происходит переход к словесно-логическому мышлению - это мышление понятиями, лишенными прямой ясности, присущей восприятию и представлению. Содержание этого мышления — это понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и взаимосвязь между ними. Оно задается содержанием ведущей учебной деятельности. [33,329]
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно в младшем школьном возрасте. В начале этого возрастного периода доминирует наглядно-образное мышление, поэтому, если в течение первых двух лет обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такой деятельности уменьшается. По мере того как обучающийся осваивает учебную деятельность и осваивает основы научных знаний, ученик постепенно привязывается к системе научных понятий, его умственные операции становятся все менее и менее связанными с конкретными практическими действиями или визуальной поддержкой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на визуальные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и взаимосвязи. Во время обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать "в уме" и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребенка развивается логически правильное мышление: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. [9,253]
Младшие школьники, в результате учебы в школе, когда необходимо регулярно и в обязательном порядке выполнять задачи, учатся контролировать свое мышление, думать, когда это необходимо.
Во многом формированию такого произвольного, контролируемого мышления способствуют задачи учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. [33,329]
При общении в начальной школе у детей развивается сознательное критическое мышление. Это связано с тем, что на занятиях обсуждаются методы решения задач, рассматриваются различные решения, учитель постоянно просит учащихся обосновать, рассказать, доказать правильность своего суждения. Ученик регулярно входит в систему, когда ему нужно рассуждать, сравнивать различные суждения и делать выводы. [10,45]
А. Н. Леонтьев считает, что «способность логического мышления может быть только результатом овладения логикой, этим объективным продуктом общественной практики человечества. У человека, живущего с раннего детства вне соприкосновения с объективными формами, в которых воплощена человеческая логика, и вне общения с людьми процессы логического мышления не могут сформироваться, хотя бы он встречался бесчисленное число раз с такими проблемными ситуациями, приспособление к которым требует формирования как раз этой способности».
Роль логических знаний и умений в теории и практике обучения, в частности в математике, А. А. Столяр определял в двух аспектах: [15,23] [28,384]
1) усвоение общелогических приемов является необходимым условием формирования и развития познавательной деятельности;
2) разработанный в рамках математической логики язык и некоторые общие понятия (высказывания, предикаты, логические операции и т. д.) способствуют раскрытию структуры и более глубокому пониманию материала.
В нашем исследовании под логическим мышлением мы будем понимать способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить:
1) простые логические действия — анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) составные логические операции — построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения;
3) использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.
Очевидно, что простые логические действия в какой-то степени могут развиваться у ребенка спонтанно, в процессе правильно организованного обучения (т.е. такого обучения, которое направлено на стимулирование и развитие этих простых логических действий), но сложные логические операции, особенно следующие определенным логическим схемам, являются результатом специального целенаправленного обучения.
Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребёнка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребёнок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путём ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавая вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребёнок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным мыслительным операциям, через уровень развития которых может оцениваться уровень логического мышления.

21-10-2024

Некрасова Наталья Николаевна

 

 ВоспитательМБДОУ "ЦРР-д/с 15"

Ярмарка
В: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
Ребята, не стойте у дверей,
Подходи на карусель!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
На карусели прокатись, новыми знаниями запасись!!!!
Ребята проходят, садятся на карусель , кружатся, высаживаются
1 й стол
В: не порядок, совсем не готов прилавок
А стоит тут сундучок
Сундучок не простой
Там товар дорогой.
В: ребята, а ы знаете, что такое товар?
Ответы детей
В: в старину и сейчас проходят ярмарки. Ярмарки организовывались для того чтобы люди могли привезти свой товар, рассказать о нем , продать и чему – то научится, обменятся опытом и знаниями, а еще люди на ярмарках развлекаются и общаются.
Ответы детей
(А там сундучок на прилавке стоит и из него нужно выложить товары)
Словестная игра «Из чего сделано»
Н-р : варежки из шерсти ( шерстяные варежки)
Воротник из меха
Ложка из дерева
Горшок из глины
Кукла из тряпок
Полотенце из льна
Хороводная игра с полотенцами
Практическая деятельность «Измерь полотенца»
В: воспитатель рассказывает о мерах измерения длинны (Способы измерения старинные)
Дети измеряют полотенца разными способами.
Восп:
А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.
Хорошо ль у вас дела?
Я к вам гостью привела.
Алый шелковый платочек ,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может три, а может 6?
Разрумянилась немножко
Это русская (матрешка)
Матрешка пришла хоровод завела
Хороводная игра «Матрешка»
В: Какая веселая матрешка?
Она нас приглашает в павильон ярмарочных мастеров, хотите там чему – то научится?
Ответы детей?
В: что мы здесь видим?
Что из этого можем сделать
Ребята изготавливают конусную матрешку
В: какие прекрасные матрешки!!!
Нам пора возвращаться и с матрешками на карусели покататься
На карусель садись, что нового узнал с нами поделись!!!
(ребята занимая место на карусели рассказывают о полученных знаниях).
Игра «Карусель»
В: Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
Расходись, честной народ, по домам!
Открывала ярмарка двери вам,
А теперь, друзья, до свиданьица!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
После остановки карусели, ребята прощаются и уходят

21-10-2024

Алена Владимировна Пак

 

 Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение,
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  "Детский дом "Доверие"
(ГБУ "Детский дом "Доверие") , Воспитатель

Профилактическая работа занимает особое место в деятельности специалистов (педагога-психолога, социального педагога) интернатных учреждений. Ее содержание определяется прогнозируемыми проблемами, связанными с социализацией детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей. К числу вероятных проблем социализации относят следующие: склонность к правонарушениям и употреблению ПАВ, восприятие негативной временной перспективы, низкая учебная успеваемость, заниженная самооценка и негативное самоотношение, недоверие к окружающим и миру в целом. Подобные проявления наблюдаются в разных возрастных группах и являют собой, так называемую депривационную симптоматику. Семейная депривация — один из факторов, способствующих проявлению проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И если ее последствиями педагог-психолог разрешает путем использования различных профессиональных техник и методов работы, то отсутствие рядом родителя (семьи) компенсировать невозможно.
Действительно по данным ежегодной диагностики детско-взрослого коллектива и анализа деятельности педагогов, именно взаимоотношения воспитанника с педагогом как значимым взрослым влияют на его готовность к разрешению более глубоких личностных проблем, связанных с дезадаптацией. Под готовностью мы понимаем добровольное желание и намерение воспитанника совместно со специалистом разрешать актуальную проблему развития, сущность которой определяется его запросом, а также выявляется ПМПк учреждения. По нашему мнению, намерение воспитанника интернатного учреждения к участию в собственной судьбе на уровне обсуждений (переговоров) и достижения договоренностей — есть признак социализации. Именно данное основание определяет актуальность рассмотрения профилактики конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник» как одного из важнейших направлений деятельности педагога-психолога интернатных учреждений. Говоря о системе взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» необходимо учесть специфику работы педагога интернатного учреждения (воспитателя). Деятельность педагога подразумевает совмещение нескольких позиций и ролей, который могут противоречить сути друг друга. А именно, педагог интернатного учреждения одновременно является для воспитанника значимым взрослым (порой «родителем»), собственно педагогом, младшим воспитателем, организующим быт и условия жизнедеятельности.
Так, в отношении педагогического труда В. А. Зверев (2013) отмечает: «…профессиональная деятельность педагогов — и ученых, и практиков обучения и воспитания — в своем содержании и формах организации неразрывно связана с социокультурным и бытовым полем повседневности» [1, с. 37–38]. Мы считаем, что труд воспитателей детских домов по большей части связан и проявляется именно в бытовом поле повседневности, о котором пишет автор.
Подросток или ребенок-сирота также не понимает сущности его «новой» социальной роли «я воспитанник». До недавнего времени он был «сыном», «дочерью», а сейчас «воспитанник». «Что включает этот статус? Как я должен себя вести? Я ни сын, ни дочь и не ученик! Кто я теперь?» В связи с чем, по нашему мнению, большая часть конфликтных ситуаций связана с «полем повседневности» (жизнь и быт в условиях интерната) и происходит из-за изначальной неопределенности социальных ролей у обеих сторон. Однако данные проблемы решаемы и, безусловно, требуют методологической проработки в части понимания сути социального статуса «я воспитанник» и прояснения требований к уровню развития специфических компетенций у педагогов детских домов. На наш взгляд, важная роль в профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник» связанных с условиями жизнедеятельности подростка и ребенка-сироты и повседневностью его жизни в интернатном учреждении отводится специалистам (педагогам-психологам, социальным педагогам). Под профилактикой конфликтов мы понимаем создание социально-психологических условий взаимодействия участников воспитательного процесса (воспитателя и воспитанника), которые направлены на минимизацию вероятности возникновения или деструктивного развития противоречий между ними связанных с особенностями жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях. Несмотря на очевидную результативность взаимоотношений «воспитанник-воспитанник», понимая, что она проявляется в наличии переговорного процесса и достижения договоренностей, мы сталкиваемся с противоречием, которое исходит из разных трактовок понятия «договоренность/договор». А именно по данным опроса 78 % воспитанников считают, что договориться — это значит получить разрешение на совершение каких-либо действий, поступков; 65 % педагогов считает, что договориться — это значит убедить и проконтролировать соблюдение воспитанником общественных норм и правил.
На наш взгляд разночтения в трактовках «договора» глобально проявляются также и в том, что в интернатном учреждении воспитанник часто стремится нарушить правила (закон) и социально приемлемые образцы поведения. В самостоятельной жизни, при выпуске из детского дома напротив, требуемая от бывшего воспитанника — ныне учащегося профессиональной образовательной организации самостоятельность порой противопоставляется проявлению им конформного поведения. Понимая, что причины такого поведения разнообразны, мы также предполагаем, что вероятно, узкие и искаженные представления у воспитанников о переговорах и готовности заключать договор сначала с окружающими людьми (на примере воспитателя интернатного учреждения), а затем и с самим собой, интериоризируя полученный опыт, является причиной описанного выше противоречия. При этом отметим, что переговоры есть наиболее универсальной модель разрешения конфликта [2, с.194]. Отметим также, что специфика деятельности воспитателя интернатного учреждения определяет необходимость в постоянном контроле над жизнедеятельностью воспитанников их действиями и поступками. Однако контроль над жизнедеятельностью другого человека — это иллюзия, в особенности, если речь идет о поведении. Поэтому одним из принципов профессиональной деятельности педагога является доверие к подопечному, которое первоначально формируется на основе договора. Именно на эти аспекты мы обращаем особое внимание в организации работы по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник», где одна из главных ролей принадлежит педагогу-психологу или социальному педагогу учреждения.
Целью данной статьи является описание модели работы педагога-психолога по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель-воспитанник». Данная деятельность предполагает опору на этические принципы деятельности педагога, соблюдение прав ребенка и основополагающие идеи конструктивной конфликтологии. Содержание профилактической работы определяется основной образовательной программой учреждения, в которой освещены различные аспекты жизнедеятельности воспитанников (предмет конфликтов в поле повседневности). Модель профилактической работы по превенции конфликтов «воспитатель-воспитанник» представлена на рисунке. Прежде всего, мы считаем необходимым создать условия, способствующие психологической безопасности личности в образовательной среде. Это предполагает проведение социально-психологической диагностики психологического климата в детско-взрослом коллективе, а также учет внутренних факторов (личностные особенности участников образовательного процесса и уровень психического развития воспитанников). Итогом этого (первого) этапа является карта социально-психологической безопасности личности, в которой зафиксированы вероятные причины бытовых конфликтов системы отношений «воспитатель-воспитанник». Второй этап — образовательный, предполагающий проведение индивидуальных и групповых консультаций для обеих сторон, целью которых является информирование и формирование представлений о причинах и способах разрешения конфликтных ситуаций. Также, считаем важным обращать внимание, воспитанников и педагогов на ценности и интересы друг друга. Основанием этому является тот факт, что воспитание по своей сути предполагает работу с ценностями личности, а доверие как фундамент договора формируется на базе общих ценностей. Отработка отдельных умений у воспитанников и развитие конфликтной компетентности педагогов реализуется в рамках индивидуальных и групповых занятий. Итогом образовательного этапа является использование отработанных умений в разрешении бытовых конфликтов, а также их предотвращение путем ведения переговоров и достижения договоренности. Признаком результативности этапа является улучшение психологического климата в детско-взрослом коллективе.
Третий этап профилактической работы — это социально-психологическое сопровождение, предполагающее консультирование сторон по запросу, а также создание психологически комфортных условий для построения взаимоотношений «воспитатель-воспитанник». Последнее осуществляется за счет персональных рекомендаций субъектам профилактической работы, методических рекомендаций педагогу по применению отдельных воспитательных приемов и методов, организации и проведении воспитательных часов. Итогом социально-психологического сопровождения является повышение уровня социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. Данный уровень определяется результатами диагностики специалистами ПМПк учреждения (в т. ч. школы), результатами мониторинга социальной адаптации, отзывами принимающих родителей, в семьи которых проживают уже бывшие воспитанники.
В рамках данной статьи не предполагается освещение результатов уровня социальной адаптации воспитанников как результат профилактической работы педагога-психолога. Однако диагностичным является разрешение противоречия связанного с трактовкой «договора». А именно, по результатам проведенного нами вторичного опроса более 60 % воспитанников, дают собственный развернутый ответ на вопрос «что такое договор?». При этом в аспекте касающегося соблюдения норм и правил, ребята дают ответы, сущность которых сводится к пониманию «правил» как реализации собственного права на здоровье,

08-10-2024

Коротеева Евгения Александровна

 

 учитель немецкого языка, заведующий филиалом МБОУ СОШ с.Красное в с. Ищеино

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в контексте личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.
B центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.
Bесь учебно-воспитательный процесс oриентирован на фoрмирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.
У каждого школьника свой темп продвижения в учебном прoцессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, пoмoгая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя использовать мотивацию учащихся, создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, содействoвать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.
Пoследняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.
Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самoстоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.
Oвладеть кoммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:
- Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль oбщения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;
- в обучении школьников немецкoму языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;
- особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и пoнимание прочитанного.
Сейчас этo бoльшая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).
Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.
Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.
Существует 3 спoсоба познания и, следoвательнo, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».
Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».
Группы учащихся:

«Зритель» «Слушатель» «Деятель»
имеет слoварный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные рабoты. Мoтивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.
имеет большoй словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит oбщаться пo телефону, пoсещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны. косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.
Исходя из данных таблицы, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Поэтoму я использую в работе следующие методы:
- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)
- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;
- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)
- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам ; 5 класс – нарисовать своего любимца ( домашнего животного ), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.
- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 8 класс – указать особенности отдыха немцев; oфoрмить таблицу по заданным критериям, сделать и зафиксировать.
Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:
- чтение про себя;
- чтение вполголоса друг другу;
- описание картинки, используя опорные слова;
(7 класс Тема: «Жизнь в селе. Здесь много интересного»)
- рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу/используя опорные слова(выражения);
- высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;
- рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;
(9 класс Тема: «Как обстоит дело с выбором профессии?»)
- ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;
(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде», 6 класс. Тема «Путешествие по Германии»)
- игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)
- поиск ключевых слов;
- поиск главной мысли в тексте;
- деление на смысловые части;
- составление плана пересказа;
- коллективный пересказ;
- постановка вопросов и ответы;
- сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)
- вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)
- повторы, обращая внимание на:
а) - произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)
б) - на интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)
Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:
- взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.
- щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)
- показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)
- отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание
- опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)
- диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)
- тест (лексико-грамматический 8, 9 кл.)
- карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)
- параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)
Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страх сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. В центре обучения ребенок, и моя главная задача - создать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика, что является залогом успешного обучения иностранному языку.

19-03-2023

Марина Евгеньевна Ткаченко

 

 ГОУ ЛНР «СЛГ П.ШИРОКИЙ»

В современном мире технологий и цифровизации обучение информатике становится все более важным для подготовки учащихся к цифровой эпохе. Однако, многие ученики могут испытывать скучное или сложное отношение к этому предмету из-за его теоретической направленности и абстрактности. Для того чтобы сделать уроки информатики более увлекательными и эффективными, преподаватели все чаще обращаются к методам геймификации.

Что такое геймификация?

Геймификация – это применение игровых элементов и принципов в неигровых контекстах, таких как образование. Цель геймификации на уроках информатики заключается в том, чтобы сделать процесс обучения более интересным, мотивирующим и привлекательным для учащихся.

Преимущества геймификации на уроках информатики

1. Повышение мотивации учащихся: Игровые элементы, такие как достижения, баллы, уровни и награды, могут стимулировать учащихся к активному участию и достижению целей.

2. Улучшение усвоения материала: Игровые сценарии и задания могут помочь учащимся лучше понять сложные концепции информатики через практическое применение.

3. Развитие командной работы: Многие игровые задания включают элементы сотрудничества и командной работы, что способствует развитию навыков общения и совместного решения задач.

4. Улучшение результатов обучения: Исследования показывают, что геймификация на уроках информатики может привести к улучшению успеваемости учащихся и увеличению интереса к предмету.

Примеры геймификации на уроках информатики

1. Квесты и приключения: Создание игровых сценариев, в рамках которых учащиеся решают задачи и преодолевают препятствия, чтобы продвигаться по уровням.

2. Балльная система и награды: Присвоение баллов за выполнение заданий и достижение целей, а также предоставление наград за хорошие результаты.

3. Соревнования и турниры: Организация игровых соревнований между учащимися, где они могут проявить свои знания и навыки.

4. Игровые приложения и платформы: Использование специализированных игровых приложений и онлайн-платформ для обучения информатике.

Заключение

Геймификация на уроках информатики – это эффективный способ сделать обучение более интересным, мотивирующим и эффективным. Применение игровых элементов и принципов помогает учащимся лучше усваивать материал, развивать навыки командной работы и повышать успеваемость. Поэтому внедрение геймификации в образовательный процесс может быть полезным шагом для современных преподавателей информатики.

11-10-2024

Колмакова Наталья Алексадровна

 

 воспитатель, МБДОУ детский сад № 274 "Белочка" г. Новосибирска

Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Предисловие
«Без зрения жить можно, без слуха – можно, без дыхания – нельзя!
Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно,
поэтому современные люди ослабили активность вдоха,
важнейшей функции организма.
Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность
именно потому, что вдох в ней – эмоционален».
А. Н. Стрельникова.
Почему-то считается, что человека нужно учить правильно читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.
«Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо», – так сказал много веков тому назад один индийский мудрец. И это не пустые слова.
Тысячи людей освоили методики правильного дыхания. И какие же замечательные слова благодарности они говорят тем, кто обучил их, как выздороветь без таблеток и дорогостоящего лечения!
Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья. Начало жизни человека и животного совпадало с началом дыхания, последний вздох убитого врага или умирающего соплеменника означал прекращение жизни. Совершенно непонятным для наших древних предков было состояние сна, когда дыхание казалось единственным видимым проявлением жизни.
Душа, эта нетленная часть «Я», приходящая в момент рождения, а в момент смерти навсегда покидающая тело, также ассоциировалась долгое время с дыханием. Отождествляя дыхание и душу, человек приобщал себя к природе, к Богу, к Его дыханию и его душе.
Лишь немногие могут похвастаться тем, что умеют контролировать такой простой процесс, как дыхание. А ведь именно в правильном дыхании заключается секрет счастливой жизни и вечной молодости. Уже медицинские трактаты древности содержат колоссальный объем сведений, отражающих постоянный интерес человека к дыханию, к этой волнующей тайне бытия, невидимой нити жизни.
В различных научных и философских школах разрабатывалось множество концепций, теорий дыхания, практиковались специфические методики дыхательных гимнастик. Одновременно с изучением древних практик постоянно шли активные поиски новых способов оздоровления. Особое внимание дыханию люди начали уделять в середине прошлого века, который подарил нам такое количество заболеваний, свойственных высокотехнологичным цивилизациям, что срочно пришлось искать немедикаментозные способы борьбы с ними. Тут-то и пришел на помощь самый простой метод – правильное дыхание.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная».
Несомненным преимуществом дыхательных практик является то, что они, в отличие от других методов, требуют меньших затрат времени и сил, могут практиковаться независимо от состояния здоровья, в том числе пожилыми и хронически больными людьми. Практически любой человек, желающий взять собственную судьбу в свои руки, может освоить подходящую ему дыхательную практику и оздоровить организм, а также раскрыться духовно. Недаром в русском языке (как и во многих других) слова «дух» и «дыхание» являются родственными и указывают на тесную взаимосвязь двух понятий.
На сегодняшний день существует множество разнообразных современных методик дыхательных упражнений, одной из наиболее популярных и эффективных является практика парадоксального дыхания по А. Н. Стрельниковой.

Воздействие дыхательной гимнастики на организм.
«Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится,
чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит.
Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит
выдох и постепенно со временем он нормализуется»
А. Н. Стрельникова.
Основной задачей дыхательной гимнастики Стрельниковой является нарушение альвеолярного барьера для усиления обмена газов в легочных альвеолах.
При выполнении упражнений после нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих на предельную глубину легких, заполняются нижние широкие, а также спинные доли легких, и в легкие попадает в 3 раза больше воздуха. Вследствие этого процесса происходит усиленный газообмен в альвеолах и крови.
Такая гимнастика тренирует всю дыхательную систему, прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Пассивный выдох позволяет воздушной струе колебать голосовые связки, тем самым массируя и тренируя их.
В гимнастике используются динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук, туловища и ног. Они всегда соответствуют определенным фазам дыхания, становясь условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
Активная работа всех частей тела – ног, рук, головы, брюшного пресса, тазового, плечевого пояса и так далее в совокупности с выполнением короткого и резкого вдохов через нос при пассивном выдохе – вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, что приводит к усилению внутреннего тканевого дыхания и повышению усвояемости кислорода тканями.
При выполнении дыхательной гимнастики Стрельниковой кора головного мозга насыщается кислородом, благодаря чему стимулируется работа всех центров и производится саморегуляция обменных процессов.
Тренировка резкого, активного вдоха носом, составляющего основу гимнастики Стрельниковой, позволяет в кратчайшие сроки восстановить утраченное носовое дыхание. После 3-месячного курса лечения у занимающихся вырабатывается новый динамический стереотип дыхания.
Рекомендации по выполнению упражнений:
• Думать необходимо лишь о вдохе. Вдох должен быть коротким, словно хлопок в ладоши, шумным, очень резким. Грубая ошибка – при вдохе тянуть воздух, чтобы им как можно больше наполнить легкие.
• Выдох должен быть пассивным, без вашей помощи. Не пытайтесь задерживать или выталкивать выдох. Пусть он самопроизвольно осуществляться после каждого вдоха через слегка приоткрытый рот.
• Вдох – через нос активный, выдох через рот пассивный (без звука). Шумного выдоха не должно быть.
• Вдох осуществляется одновременно с быстрыми движениями рук, ног или туловища. По гимнастике А.Н. Стрельниковой: «Нет вдоха без движения, а движения – без вдоха». Все вдохи и движения делаются в ритме строевого шага. Между упражнениями делается небольшая пауза на 3-4 секунды.
• Счет в гимнастике – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.
• Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.

Не выполняйте упражнения через силу, полезнее для здоровья будет сделать столько повторений, сколько в данный момент вы можете выполнить без затруднений. Увеличивайте нагрузку постепенно. При выполнении упражнений не должны возникать болевые ощущения, дискомфорт.
Преимущества дыхательной гимнастики Стрельниковой:
1. Нетрадиционная дыхательная гимнастика, тщательно разработанная Александрой Николаевной Стрельниковой, оказывает общеоздоравливающее воздействие на организм человека и помогает при лечении самых различных заболеваний. Ее действенность подтверждена при лечении следующих заболеваний :
Астма, хронические заболевания легких и бронхов;
Гайморит, ринит, аденоиды, насморк;
Пневмония, туберкулез;
Кожные заболевания (псориаз, нейродермит, диатез);
Сахарный диабет и его осложнения, язвенная болезнь (вне обострения);
Головная боль, эпилепсия, инсульт;
Болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония и гипотония, ишемическая болезнь сердца, вегетососудистая дистония);
Остеохондроз, травмы головы и позвоночника, сколиоз;
Половые расстройства;
Депрессия, невроз, неврит;
Заикание, потеря голоса;
Способствует нормализации иммунной системы человека, помогает преодолеть депрессию, избавиться от никотиновой зависимости и лишнего веса.
2. Гимнастика Стрельниковой проста в освоении и доступна абсолютно каждому. Используя видеоуроки и методическую литературу – вы сможете без труда освоить основные упражнения дыхательной системы самостоятельно в домашних условиях.
3. Гимнастика Стрельниковой не имеет противопоказаний, ею могут заниматься взрослые, подростки, дети - как в качестве профилактики, так и в качестве лечения различных заболеваний.
Для профилактики: гимнастика выполняется 1 раз в день по утрам вместо обычной зарядки или же вечером для снятия налета дневной усталости.
Для лечения: гимнастика выполняется систематически 2 раза в день: утром и вечером до еды или через 2 часа после еды.
4. Упражнения гимнастики универсальны: их можно выполнять стоя, сидя, в случае тяжелых заболеваний даже в состоянии лежа (например, после инсульта, тяжелой операции). Данная гимнастика призвана помочь организму человека самостоятельно, без помощи лекарственных препаратов, преодолеть различные недуги, восстановить функции организма, разрушенные болезнями.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой рекомендована врачами, как первый шаг на пути к «здоровому образу жизни», к хорошему самочувствию и всецелому оздоровлению организма человека от различных болезней, в том числе хронического характера! Этот шаг не потребует от вас чего-то сверхъестественного, лишь стремление быть здоровым и немного усилия воли
Вывод
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение во многих странах. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

Поиск