Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

30-10-2024

Волкова Надежда Владиславовна

 

 МБОУ "МОРГАУШСКАЯ СОШ" МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать»
Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.
(все упражнения смотрите в видео ниже)

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

2. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать усложненный вариант»
Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.

3. Упражнение «Капитан».
(все упражнения смотрите в видео ниже)
Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

При его выполнении добавляем слова:

Я плыву на лодке белой,
По волнам с жемчужной пеной.
Я отважный Капитан,
Мне не страшен ураган.

Делаем упражнение в ритм стихотворения. Заучивание и произношение вслух стихотворения усиливает действие упражнения и дает лучшие результаты в развитии ребенка.

4. Упражнение «Капитан с хлопком».
Выполняется так же как предыдущее, только руки меняются местами через хлопок.

5. Упражнение «Гриб-Полянка».
Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.

6. Упражнение «Голуби летели».
Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

29-10-2024

Борисова Тамара Васильевна

 

 Учитель начальных классов

Русский язык 2 класс «Части слова. Корень».

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Символы:
П- повышенный уровень
М– максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
– Чему удивился Петя Зайцев?
– Что такое корень? (Подземная часть растения.)


– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)


 Ра умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы.. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.  Обобщать и классифицировать по признакам.  Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.


– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.


На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
(Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)


– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
– Что для вас было новым? Непонятным?
2. Работа по учебнику.
Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь?
Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его в
словах.


3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 2, тема 9.
– Назовите проверочное слово к слову л…пить.
– Какую букву нужно написать в этом слове?
– Какие слова являются проверочными для слова?
– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?
(Лепка, лепится.)
4. Работа в группах
– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет
I группе – слово лес;
II группе – слово дом.
Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.
5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Развиваем умение слушать и понимать других.  

 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Ф




ΙV. Итог урока.


– Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?


03-11-2024

Наталья Олеговна Шайхутдинова

 

 Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад 12 "Звёздочка" г. Новоалтайск

Беседа в младшей группе
Путешествие по Алтайскому краю
Цели и задачи
1. Познакомить детей с природой и достопримечательностями Алтайского края.
2. Развить интерес к изучению родного края.
3. Сформировать представление о красоте и разнообразии природы Сибири.
• Презентация с фотографиями Алтая
• Карточки с изображениями животных Алтая
• Раскраски и творческие задания
Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Алтайскому краю! Это место, где природа дарит нам свою красоту и богатство. Алтайский край расположен в южной части Сибири и славится своими горами, реками, озёрами и лесами. Здесь можно увидеть высокие горы, покрытые снегом, быстрые реки, которые несут свои воды через долины, и густые леса, где живут разные животные и птицы. Показать фотографии гор, лесов, рек и озёр.
- Обсудить, почему природа Алтая красивая.
- Горы Алтая
- Рассказать о горе Белуха и её высоте.
- Показать фотографию горы.
Одной из самых известных достопримечательностей Алтайского края является гора Белуха. Она считается священной и привлекает к себе множество туристов и паломников. Белуха — самая высокая гора Алтая, её вершина покрыта вечными снегами и ледниками. Поднявшись на гору, можно насладиться потрясающими видами на окрестности.
Озёра Алтая
- Познакомить с Телецким озером.
- Рассказать о его расположении и красоте.
Ещё одно интересное место — Телецкое озеро. Оно расположено среди гор и окружено густыми лесами. Вода в озере очень чистая и прозрачная, а берега покрыты красивыми скалами. Здесь можно покататься на лодке или катамаране, а также искупаться в тёплой воде.
- Заповедники Алтая
- Показать карточки с изображениями животных.
- Познакомить детей с медведями, волками, лосями и другими обитателями Алтая.
Алтайский край славится своими природными заповедниками. Один из них — Катунский заповедник, который расположен в горах Алтая. Здесь можно увидеть редких животных и птиц, а также насладиться красотой горных ландшафтов.
В Алтайском крае есть много интересных городов и сёл, где можно узнать больше о культуре и традициях местных жителей. Например, в Барнауле — столице края — можно посетить музеи, театры и выставки. А в сёлах можно познакомиться с народными промыслами, такими как изготовление керамики, резьба по дереву и вышивка.
Алтайский край — это удивительное место, где природа дарит нам свою красоту и богатство. Здесь можно насладиться чистым воздухом, кристально чистой водой и потрясающими видами на горы и леса. Это место, где каждый найдёт что-то интересное для себя.

- Раскраски с изображениями природы Алтая.
- Создание альбома с фотографиями и рисунками.
- Обсуждение, что нового узнали дети о своём крае.
- Подведение итогов занятия.
- Ответы на вопросы детей.
- Поощрение активности и интереса к изучению родного края.

16-03-2022

Паневина Анастасия Константиновна

 

 учитель математики и информатики ,МБОУ КШ №7 им. В.В. Кашкадамовой, г. Ульяновск

Рабочая программа по информатике для 7 класса представляет собой документ, определяющий содержание и организацию учебного процесса по информатике для учащихся 7 класса. Программа включает цели и задачи изучения информатики, планируемые результаты обучения, тематическое планирование, содержание учебного материала, методы и формы обучения, критерии оценки достижений учащихся, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса.

12-05-2024

Паневина Анастасия Константиновна

 

 учитель математики и информатики

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» предназначена для учащихся 7 класса и направлена на развитие их интереса к информатике, формирование базовых навыков работы с компьютером и освоение основ программирования.

В рамках программы дети изучают основные понятия информатики, работу с операционной системой, текстовым редактором, табличным процессором и другими программами. Они также знакомятся с основами алгоритмизации и программирования, создавая простые программы на выбранном языке программирования.

Программа способствует развитию логического мышления, алгоритмической культуры и навыков решения задач. Она также формирует у учащихся умение работать с информацией, анализировать её и применять полученные знания на практике.

Внеурочная деятельность «Инфознайка» помогает подготовить учащихся к изучению информатики в старших классах, а также развивает их интерес к науке и технике.

01-11-2024

Наталья Олеговна Шайхутдинова

 

 МБДОУ ЦРР детский сад 12

Занятие по математике с блоками Дьёнеша в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в страну Математики»
Цель: развитие математических способностей детей через использование блоков Дьёнеша.
Задачи:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, размере, толщине блоков Дьёнеша.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитывать интерес к математике, умение работать в команде.
Материалы:
Блоки Дьёнеша разных форм, цветов, размеров и толщин;
Карточки с заданиями;
Магнитная доска или фланелеграф;
Игрушки или картинки для мотивации детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель приветствует детей и предлагает отправиться в путешествие в страну Математики. Для этого нужно выполнить несколько заданий.
Основная часть:
Игра «Найди фигуру»: детям предлагается найти и назвать фигуры, которые спрятаны на картинке.
Задание «Разложи фигуры»: дети должны разложить блоки Дьенеша по цвету, форме, размеру или толщине.
Игра «Составь картинку»: детям предлагается составить картинку из блоков Дьенеша по образцу или по своему желанию.
Задания на логику: детям предлагаются карточки с заданиями на логику, которые нужно решить с помощью блоков Дьенеша.
Физ.минутка: дети выполняют движения под музыку, связанную с математикой (например, прыжки, хлопки, приседания).
Весёлые прыжки

Раз, два —Прыжки на правой ноге.
Стоит ракета. Встали, руки вверх, имитация ракеты.
Три, четыре — Прыжки на левой ноге.
Самолёт. Встали, руки в стороны.
Раз, два — Прыжки на правой ноге.
А потом Прыжки на левой ноге.
На каждый счёт. Прыжки на двух ногах.
Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши.
Руки выше, Руки вверх.
Руки шире. Руки в стороны.
Раз, два, три, четыре. Хлопки в ладоши.
И на месте походили. Ходьба на месте.
Игра «Что изменилось»: дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами или убирает блоки Дьенеша. Дети должны сказать, что изменилось.
Рефлексия:
Воспитатель подводит итоги занятия, спрашивает детей, что им понравилось больше всего, что было трудным, а что – лёгким. Дети делятся своими впечатлениями.
Завершение:
Воспитатель благодарит детей за активное участие и предлагает продолжить путешествие в страну Математики на следующем занятии.

06-11-2024

Волошина Ирина Александровна

 

 менеджер проектного офиса

28 ноября Российской новый университет (РосНОУ) приглашает принять участие в онлайновом интеллектуальном турнире «5 миров» на собственной платформе igames.team. Начало в 16:00.
К участию приглашаются команды из школ и вузов, других организаций и общественных объединений, а также индивидуальные участники из любых регионов.
Вопросы игры будут посвящены миру детективов, миру волшебства, миру динозавров, миру океана и миру Древнего Египта. Участие в турнире бесплатное, участники получат электронные дипломы и приглашения на очный турнир «5 миров», который пройдёт в январе-феврале.
Турнир поможет развить таланты, критическое и стратегическое мышление, а так же воображение, словарный запас, скорость мышления и навыки коммуникации.
Участие в играх серии бесплатное! Участники получат приглашения на очный турнир «5 миров», который состоится в Москве в январе-феврале 2025 года. За каждую игру участники получат дипломы с указанием их результата.
Начало турнира в 16:00.
Продолжительность - 60 минут.
Организацией турнира в режиме «онлайн» и серией очных турниров занимаются проектный офис и интеллектуальный клуб РосНОУ при поддержке департамента по делам молодёжи и воспитательной работе РосНОУ, дирекции по внешним и внутренним коммуникациям РосНОУ.

18-10-2023

Князев Андрей Алексеевич

 

 преподаватель ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум"

Модель формирования у обучающихся навыков проектной
деятельности в условиях образовательных организаций основного
общего образования
Цели формирования у обучающихся навыков проектной
деятельности:
- Формирование у обучающихся умения учиться самостоятельно как
метакомпетенции;
- Сформировать у обучающихся умение управлять и участвовать в
проектах в соответствии с общемировыми тенденциями.
Задачи формирования у обучающихся навыков проектной
деятельности:
- Выявление значимой в исследовательском, творческом плане конкретной,
социально значимой, исследовательской, информационной, практической
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения;
- Определение практической, теоретической, познавательной значимости
предполагаемых результатов;
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
обучающихся;
- Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
- Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для
работы над проектом;
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов) (планирование действий по разрешению проблемы; поиск
информации; представление продукта заказчику – презентация продукта и
защита самого проекта);
- Использование исследовательских методов (определение проблемы,
вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения,
обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов;
анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы;
использование в ходе совместного исследования методов мозгового штурма,
дискуссии, статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).
Нормативно-правовая база формирования у обучающихся
навыков проектной деятельности:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего
образования

04-11-2024

Самсонова Елена Дмитриевна

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов"

Урок для 1 класса по окружающему миру.

04-11-2024

Заира Нурутдиновна Агабекова

 

 Учитель биологии МБОУ "Дружбинская СОШ", Каякентский район, республика Дагестан


Географическое расположение с. Дружба
Село Дружба расположено в Каякентском районе примерно в 20 км.
от районного центра, северо – западного направления и от 10км правого берега реки Уллучай у выхода с гор на равнину. Земли его расположены в приморских равнинах Дагестана. Климат мест умеренно – континентальный, характерно жаркое лето и короткая зима. В нескольких километрах от станции Каякент в юго- западном направлении в предгорной полосе местности представлены равнины на которой простираются виноградные плантации. В селе около 1000 хозяйств и население в основном занято ведением сельского хозяйства, но тем не менее в селе очень много экологических проблем. Со стороны гор находится лес, в котором растут дубовые деревья боярышник шиповник. Сельчане любят отдыхать в этом природном объекте и стараются сохранить биологическое разнообразие леса. Но объектом нашего изучения будет озеро Дружбы.
Место нахождения и описание озера.
Оно расположено у въезда в село. Площадь озера около 1300км
Один из способов пополнения озера является река Уллучай.




2

Как мы используем этот экологический объект?
Мы с учениками часто посещаем этот объект: например при изучении темы «Водоросли». Изучали строение водоросли, виды водоросли. Очень удобно показывать и рассказывать о водных обитателях этого озера. Некоторые практические занятия мы проводим у озера, так как здесь обитают большое количество разнообразных видов земноводных, маленькие рач¬ки — циклопы и дафнии. Они хорошо извест¬ны любителям аквариумов как корм для рыб.


Рачками кормятся многие рыбы, На дне водоёмов живут различные «мусор¬щики». К ним относятся всем известные раки. А кроме того, там множество микробов, кото¬рых нельзя увидеть без микроскопа.
Среди «мусорщиков» на дне можно встре¬тить небольших красных червячков. Это мо¬тыль — личинки комаров. Они кормятся на дне остатками умерших организмов.









3
Практическое значение озера.
Вода из озера используется для полива виноградников, жители села поливают свои огороды и сенокосы. Для полива вырыты канавы, по которым стекает вода. Озеро является местом отдыха для местного населения.



Жители села строят свои дома вблизи озера, чтобы иметь в хозяйстве водоплавающих птиц уток, гусей. По краю озера растёт камыш.

Камыш является местом гнездования для перелётных и оседлых птиц, таких как серая утка, лысуха чунга и хорошей кормовой базой для них.
4





Серая утка







Лысуха чунга


5
666






6 6



Не один раз школа вместе с учениками организовывала субботник для сохранения экологического объекта. Это мероприятие необходимо для поддержания равновесия процессов установившиеся на озере.
Это озеро способ сплочения и дружбы между сельчанами, поэтому и назван «Озеро Дружбы»
Вывод: Мы вместе с учащимися изучили этот экологический объект. Обозначили значимость для природы и для человека. Изучили биоразнообразие, практическую значимость для села и для каждого жителя. Узнали разнообразные и интересные факты. И учащиеся бережно стали относится к экологии родного края.



7

Список литературы.
1. Биология 7 класс автор С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.
2.География Дагестана автор К.И. Пашаев, И. Г. Далгатов

04-11-2024

Татьяна Владимировна Острикова

 

 учитель начальных классов МБОУ"ЦО №32"города Тулы

Праздник «Здравствуй, осень!»
Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.
Ход праздника
Ведущий:

- Ребята, отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Это осень)

Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора-
И радушно скажет каждый:
-Здравствуй, осени пора!

-Каждый видит осень по- своему. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на выставку рисунков одноклассников. Какая здесь разная осень.
Осенняя викторина
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев.)
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)
3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)
5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)
6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)
7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)
8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)
9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
Анаграммы
1. ЛТАИПДСО (листопад).
2. ДЖЬОД (дождь).
3. НЕСГ (снег).
4. ОЖУЙРА (урожай).
5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь).
6. АРМТ (март).
7. БКРОЯТЬ (октябрь).
8. НЯЬОБР (ноябрь).
- Какое слово лишнее?

-А недавно мы слышали спор овощей.

Сценка «СПОР ОВОЩЕЙ» (слайд 23)
Осень:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело) :
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая) :
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень:
У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук:
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно) :
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко):
Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень:
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

-Беседа об овощах.
-Как разрешился спор овощей?
-Значение овощей и фруктов в питании человека общеизвестно. Они вкусны, питательны и полезны для здоровья. Овощи и фрукты – действительно кладезь витаминов и минералов. От латинского слова «Вита»- значит «жизнь».
-А теперь, ребятки,
Отгадываем загадки!
1.Какие овощи называют «синенькие»?(баклажаны)
2.Какой овощ называют «змеиной травой»?( чеснок отпугивает змей)
3.Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»?( помидор в переводе с итальянского-золотое яблоко)
4.Какой овощ бывает и сладким и горьким?(перец)
Дидактическая игра «Доскажи словечко
Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную ... (картошку)
- От дождя земля намокла
– Вылезай, толстушка ... (свёкла)
- Из земли за чуб плутовку тянем сочную ... (морковку)
- Помогает деду внук, собирает с грядок ... (лук)
- Вот зелёный толстячок крупный, гладкий ... (кабачок)
- Очень сочны и красивы выросли на ветках ... (сливы)
- Для Серёжи и Марины набираем ... (мандарины)
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину ... (груши)
- Не забудем для Алёны очень кислые ... (лимоны)
- Для начинки в пироги набираем ... (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Игра « Определи по вкусу»
Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.
Игра «Кто быстрее»
Трое ребят получают тарелку с фруктами и овощами. Их нужно распределить на две группы. Кто быстрее сделает, тот побеждает.
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
3.Для всего честного люда
Реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно,
Запоминайте старательно!
ЛУК:
Лук зелёный - объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть -
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи!
МОРКОВЬ:
А морковочка-подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Очищайте зубы.
ПОМИДОР:
А я - толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту -
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август - месяц наступил -
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.

4.Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
ОГУРЕЦ:
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!
РЕПА:
Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.
КАРТОФЕЛЬ:
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво -
И крупна, и так красива!
А картошка - хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!

5.Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше …
ДЕТИ: О - во- щей!

-Осень славится еще и грибами. Кто собирал грибы? Какие грибы знаете? А как надо правильно собирать грибы?

Грибная викторина.
1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
2. Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
4. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
5. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
7. Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
8. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
9. Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
10. Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
11. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
12. Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)


Игра «Грибной кузовок»
Команды получают по «корзинке» — пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:
КА - РО - MAC - ЛЕ - СЫ - ЕЖ – ВИК
НОК - ПОД - ОСИ - ВИК - РЫ - КА – ЖИК
КА - СИЧ - ЛИ - ПОД - РЕ - БЕ - ЗО – НО
НУШ - ИК - КА - ИН - ПЕ - МОК - ВОЛ - ОВ - О
и 8 чистых листочков. Ведущий читает условия игры:
«По тропинке во весь дух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой».
Из под елки фыркнул еж:
«Все грибы ты растрясешь!»
Ежик прав — у петуха
В кузовке одна труха:
КА - РО - MAC - ЛЕ - СЫ - ЕЖ – ВИК
НОК - ПОД - ОСИ - ВИК - РЫ - КА – ЖИК
КА - СИЧ - ЛИ - ПОД - РЕ - БЕ - ЗО – НО
НУШ - ИК - КА - ИН - ПЕ - МОК - ВОЛ - ОВ - О.
Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» — это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.
Каждая команда «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
Подведение итогов.
-Что нового для себя вы узнали об осени?

Поиск