Опубликованные материалы

"Начальный этап изучения раздела «Вращения» в рамках урока классического танца"

16-03-2023

Кривцун Ирина Валентиновна

 

 преподаватель

Основные принципы техники вращения.
1. Осанка. Все вращения выполняют с подтянутым и ровным корпусом, копчик «втянут», шея длинная, но без зажимов, подбородок приподнят. Это поможет найти баланс, и отстроить ось, необходимую для вращений.
2. Точка - обязательное условие при исполнении поворотов и вращений. В танцевальном мире существует выражение «держать точку», т.е. следует смотреть на уровне своих глаз и чуть выше. Нельзя смотреть на пол или переводить глаза из стороны в сторону в момент вращения.
3. Квадрат, который образуют два плеча, два бедра - это выравнивание линии плеч с линией таза. Они должны быть параллельны. Исполнителю следует сконцентрироваться на этом выравнивании. Если во время начала вращений не выровнять линии плеч и таза, танцор не сможет поймать баланс и вращение будет не долгим и неустойчивым. Для этого следует тренироваться у зеркала, вставая в relevé на полупальцы, выравнивая линии плеч и таза (бедер). Так же, перед зеркалом, следует контролировать положение тела, не допуская чрезмерного наклона вперед или назад.
4. Баланс - это способность не падать, в каждый момент, сохраняя гармонию вращения. Балансирование происходит на полупальце (relevé). В самом начале необходимо практиковать баланс без вращения, тренируя и левую и правую ногу и следя за натянутостью колена опорной ноги. Это укрепит ось тела.
5. Relevé. Поднимаясь на полупалец, необходимо убедиться, что тяжесть тела находится между первым и вторым пальцами стопы опорной ноги, а большой палец смотрит туда же куда и колено. Если стопа расположена правильно, вес распределяется тоже правильно и исполнитель получает возможность выстроить лучшую ось для вращения. Во время вращения нельзя прыгать на полупальце, подъем опорной стопы натянут максимально. На протяжении всего вращения следует стоять на максимально высоком полупальце.
6. Эффект пружины. Отталкиваясь от пола из упругого plié, необходимо использовать пол, прижимая к нему со всей силой обе пятки, не зависимо от того, будет это поворот на двух ногах или вращение на одной ноге. Это необходимо, что бы задать максимально возможную энергию вращения, направляя ее при помощи рук. Так же, существует техника, при которой во время выполнения plié, танцовщик делает выдох и затем краткий вдох во время первого поворота, что позволяет усилить момент вращения используя дополнительный форс.
7. Руки. Совершая серию вращений, руки в последующих поворотах располагаются ближе к телу, чем в первом повороте. Во время серии вращений очень важно не растерять энергию. Для этого танцовщик должен собирать руки к корпусу, распределяя энергию на каждый поворот.
8. Вытягивание корпуса. В момент вращения, исполнитель должен представлять, что кто-то вытягивает его вверх за макушку. Это позволит держать ровную ось и подняться, как можно выше на полупалец с привлечением основных мышц корпуса.
Исходя из этих основных принципов, можно сделать вывод, что вращения в классическом танце – это технические элементы со сложной координационной работой, требующей тщательной предварительной подготовки всего тела будущего танцора.

Полуповороты и повороты на двух ногах.
Изучение техники вращения начинается с полуповоротов, а затем и поворотов на двух ногах.
Полуповорот demi-détourné с переменой ног в V позиции на полупальцах и поворот détourné вначале изучаются с вытянутых ног, а затем и с demi plié. Проучивается всё методично и тщательно сначала у станка, затем на середине зала.
Существует направление поворотов en dehors и en dedans.
С этими понятиями учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед, далее по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).
Так же движение ноги в направлении назад, по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге (en dedans).
Усвоив это - будет значительно легче ориентироваться в направлении при поворотах и турах.
Все вращательные движения вокруг своей вертикальной оси определяются теми же понятиями en dehors и en dedans, что и в rond de jambe par terre.
Таким образом:
- en dehors - это поворот по V позиции на полупальцах от себя в сторону сзади стоящей ноги (от станка к центру зала), если речь идёт о поворотах на двух ногах, либо вращение от опорной ноги, если говорить о более сложных вращательных элементах исполняемых на одной ноге;
- en dedans - это поворот по V позиции на полупальцах к себе в сторону сзади стоящей ноги (к станку от центра зала), если речь идёт о поворотах на двух ногах, либо вращение к опорной ноге, если говорить о более сложных вращательных элементах исполняемых на одной ноге.
Таким образом, понятие en dehors и en dedans ложится в основу определений вращательных движений ног. Однако в профессиональной школе балетного искусства бытует мнение, что начинать объяснение данных понятий нужно тогда, когда учащиеся начнут изучать повороты на одной ноге. Повороты на двух ногах у палки и на середине зала следует называть поворотами в правую и левую стороны.
Правила исполнения полуповорота и полного поворота:
Очень важно объяснить учащимся, что поворот происходит за счёт активной работы стоп. Во время поворотов ноги меняются, поэтому повороты могут быть исполнены только в сторону ноги, стоящей в V позиции сзади. В момент подъёма на полупальцы, необходимо как можно глубже собрать ноги в V позицию, при этом нога, стоящая впереди, как бы забирается с собой, а нога, стоящая сзади, как можно скорее меняется, выводя пятку и икру вперёд. Необходимо с самого начала заострить внимание учащихся на том, что в повороте на двух ногах ведущей является та нога, которая усиливает выворотность, поэтому другая нога невольно поворачивается.
Разбирая повороты по направлению движения необходимо понимать, что здесь есть различие в работе рук и головы.
Полуповорот demi-détourné к станку.
Исходное положение V позиция, правая нога впереди, рука во II позиции, голова en face. Выполняя поворот, руки собираются в I позицию через небольшой подхват, а в конце поворота одна рука кладётся на станок, другая сохраняет I позицию. Голова вместе с поворотом на ½ круга меняет точку и заканчивает работу в положение en face.
Полуповорот demi-détourné от станка.
Исходное положение V позиция, правая нога сзади, рука во II позиции, голова к руке. Выполняя поворот, рука со станка идёт к I позиции и заканчивает поворот на II позиции. Другая рука кладётся на станок. Таким образом, во время поворота руки не собираются в I позицию, но необходимо следить, чтобы рука, которая в начале поворота лежит на станке не задерживалась на нём, а быстрее приходила в I позицию. Голова повёрнута в зал и во время поворота переводится от одного плеча к другому.
Полный поворот détourné также исполняется к станку и от станка в сторону ноги, стоящей в V позиции сзади, но есть отличия от полуповорота в работе головы и рук.
При исполнении полных поворотов, голова работает по принципу pirouette, т.е. взгляд задерживается в точке на уровне глаз, затем обгоняя корпус, возвращается в ту же точку. Распространённой ошибкой в работе головы является её наклон (запрокидывание) относительно своей прямой оси, а также зажим мышц шеи, что мешает свободному повороту головы и ведёт к потере оси во время поворота.
Руки в момент исполнения полного поворота всегда собираются в I позицию через лёгкий подхват. В начале поворота, рука, лежащая на станке, как можно быстрее снимается в I позицию, а в конце поворота нужно следить, чтобы рука не хваталась раньше времени за станок.
Последовательность исполнения полного поворота:
- на первую ¼ поворота нога, стоящая впереди, подтягивается как можно глубже в V позицию;
- на следующие ½ поворота ноги меняются;
- на последнюю ¼ поворота стопа, впереди стоящей ноги, подправляется в плотную V позицию, а выворотность ног усиливается.
Поворот исполняется на высоких полупальцах и предельно выворотных ногах. Активная работа ног координируется с чётким поворотом корпуса и координационной точностью движения рук и головы.
На первом этапе изучения повороты исполняются в медленном темпе. Музыкальный размер 2/4.
И (затакт) – plié;
1 такт: раз-и-два-и – вскочить на полупальцы;
2 такт: раз-и-два-и – выполнить поворот;
3 такт: раз-и-два-и – сохранить положение на полупальцах;
4 такт: раз-и-два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
На втором этапе количество тактов на один поворот уменьшается.
И (затакт) – plié;
1 такт: раз-и – вскочить на полупальцы;
два-и – выполнить поворот;
2 такт: раз-и – сохранить положение на полупальцах;
два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
В заключительной раскладке поворот исполняется на ¼ такта одного движения.
И (затакт) – выполнить plié и вскочить на полупальцы;
1 такт: раз-и – выполнить поворот;
два-и – сойти с полупальцев на всю стопу и выполнить plié на затакт для следующего поворота.
Изучать основные принципы вращения необходимо поэтапно. Учащиеся должны усвоить, что вначале нужно вскочить, а затем в наивысшей точке натяжения всего тела сделать поворот. Этот приём применяется во всех видах вращений.
Следующим принципом является слитность исполнения, т.е., вскакивая нужно вращаться. Здесь добавляется вращательный толчок, помогающий избежать ошибки, при которой поворот начинает исполняться ещё в demi plié.
Из выше изложенного можно определить, что в процессе исполнения полуповорота и поворота на двух ногах в работу включаются все части тела исполнителя, каждая из которой выполняет свою важную роль в общем движении. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – определяется, как координация, которая и является основным условием техники вращения.

Поиск