26-12-2024
Степаненко Вере Петровне
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Троицко - Харцызская средняя школа №18 города Харцызска"
Методическая разработка
Организация работы по развитию гражданской компетенции обучающихся
на уроках истории
Подготовила
Степаненко Вера Петровна
ГБОУ «СШ №18 г.о. Харцызск»
Донецкая Народная Республика
Мы живем во время кардинальных перемен. Меняется все: мир вокруг нас, территориальная целостность стран, друзья, враги и партнёры. Сегодня мы стали свидетелями того, как переписывается сама история и меняется отношение к ней. Молодые люди должны знать историю, должны гордится теми, кто сохранил для нас свободным наше государство. Только примером наших великих побед и настоящих героев мы можем сформировать у молодёжи активную гражданскую позицию. Особая роль в этом направлении отводится учебным дисциплинам история и обществознание, а так же внеурочной деятельности.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность — способность решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии, гражданского общества и правового государства.
Гражданская компетентность включает ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Ценностные ориентиры — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида. Это наличие у человека определенных ценностей, таких как: гуманность; патриотизм; свобода; общественное благо; справедливость; толерантность; личная ответственность за судьбу страны; уважение прав и свобод человека;
уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; уважение норм и правил современной демократии; уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны.
Для формирования гражданской компетентности необходимы следующие условия :
гражданская компетентность и личные качества педагогов;
системность работы по гражданскому образованию;
демократический уклад жизни школы;
объединение усилий семьи, школы и органов государственно-общественного управления;
технологии обучения и воспитания (ролевые игры, дебаты, разрешение моральных дилемм, метод проектов и др.);
Мы должны помнить, что школа важный институт общества, который призван заниматься гражданским образованием, это один из элементов в системе гражданского образования.
Во всём мире восхищаются мужеством русских воинов. Они не раз доказали, что героизм – это черта национального характера русского человека. Как воспитать героя способного на подвиг и в чём заключается этот героизм? На уроках истории и обществознания мы неоднократно говорим о мужестве, о гражданском долге, о нормах и правилах поведения в обществе. Мы обсуждаем ошибки истории и нацеливаем обучающихся на обдуманные поступки в будущем. Каждый обучающийся должен понимать, что «историю творит народ» и это в основном обычные люди, живущие с нами рядом.
Формируя гражданскую компетентность учащихся необходимо более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания гражданско-патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.
1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожарского!. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Школьникам предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
2. На уроке «Бородинское сражение», создавая образную картину кануна битвы, можно привести слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистою безупречною совестью, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне. Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах не¬приятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».
Большое впечатление у обучающихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».
Обучающихся подводят к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи.
3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».
Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, целесообразно привести слова
А. С. Пушкина: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славой России, его памятник - скала св. Елены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских войск, которые получили кодовые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).
4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении. Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.
Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.
Знаменитые личности и простые люди могут быть героями. Здесь уместны слова: «И в наше время есть место подвигу».
Наши выпускники-участники СВО были простыми парнями из провинциального города, и погибли защищая Родину. В фойе школы оформлен памятный музейный уголок, установлена парта Героя, ежедневно стоят живые цветы проводятся торжественные линейки посвящённые «Дню памяти участников локальных войн».
На занятиях истории одной из воспитательных задач является привить обучающимся любовь к стране, в которой мы живём. Мы стараемся способствовать толерантному отношению обучающихся к представителям разных национальностей, проживающих на территории нашей страны и города. А так же пытаемся научить подростков уважительному отношению к истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству. Наша задача воспитать в них уважение к общечеловеческим ценностям.
Ежегодно в рамках учебной дисциплины «история» для обучающиеся организуются экскурсии в музей, встречи с ветеранами труда и Великой Отечественной войны, вахты Памяти, уроки Мужества. Ключевыми, при формировании гражданской компетентности и патриотизма, являются занятия по теме: «Великая Отечественная война» Для лучшего усвоения обучающимися материала и для пробуждения в них причастности к «делу победы» в рамках изучения тем связанных с Великой Отечественной войной, используются такие методы обучения, которые позволяют повысить интерес обучающихся к данной теме, заставляют их обратиться к дополнительному, самостоятельному обучению. Ребята изучают историю своих дедов и прадедов, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Они приносят на уроки фотографии своих родных времен военных лет. Но мне кажется, что нашим подросткам сложно понять, что наше счастье жить в мире, завоёвано теми, кто отдал свои жизни ради этого мира. И именно поэтому наша память и благодарность должны быть вечной.