Опубликованные материалы

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

02-01-2025

Бугайчук Елена Витальевна

 

 Учитель математики, МБОУ «СШ №14», г. Норильск

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это постоянная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ.
На своих уроках математики гражданско-патриотическое воспитание осуществляю посредством следующих факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций.
- через личность самого преподавателя. Он должен быть любящим свою Родину и родные места.
При обучении математики основными направлениями, способствующими гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
- использование историко-математического материала;
- решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
- проведение нестандартных уроков;
- внеклассная работа.
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако, познакомить обучающихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных русских, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Важным фактором в системе гражданско-патриотического воспитания является познание исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны с помощью рефератов и сообщений обучающихся. Ребята готовили сообщения о работах академика А.Н. Колмогорова и его учеников по теории вероятности, которые использовались в годы войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Труды академика А. Н. Крылова по теории непотопляемости и качке корабля помогали военно-морским специалистам побеждать в морских сражениях. Ярким примером в математике, истории и становление развития математики в России связана с именем М.В. Ломоносова. Доступная для обучающихся история и становление ученого очень положительно влияет на обучающихся. Путь из простого народа к вершинам науки. Жизнь и творческая биография выдающихся ученых-математиков С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского и других являются ярким примером патриотического служения Родине. На их основе формируют понятия долга, преданности Родине.
Еще одним фактором в проведении урока является использование эпиграфа. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
Приведу насколько примеров эпиграфов гражданско-патриотического воспитания:
1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».
2. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
3. «Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях
естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу». И.Я. Депман
Эпиграф я записываю на доске или демонстрирую с портретом автора на слайде или прочитываю его в начале урока. Записывать высказывания в тетради обучающимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием на уроках математики дает возможность обучающимся задуматься о тяготах военных лет. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе человека.
Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Опыт показывает, что многие обучающиеся с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, городе, деревне. Так на уроках математики одним из примеров гражданско-патриотического воспитания я всегда провожу несколько уроков по теме «Преобразование логарифмических выражений», на которых обучающиеся знакомятся с историей создания школы и его творческого пути, с судьбами выпускников школы, что обогащает обучающихся знаниями родного учебного заведения и вызывает интерес к результатам математических действий.
При изучении темы «Преобразование степенных выражений», в ходе занятия после каждого задания с помощью полученных ответов, открываются малоизвестные страницы, но значимые события Великой Отечественной войны, что обогащает обучающихся знаниями истории нашего народа и повышает интерес. Подобные задания создают условия осмыслить их глубже, понять все тяготы, перенесенные народом войны. Думаю – это важная составляющая патриотического воспитания на уроках математики.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и помнить о подвиге нашего народа всегда, а не только в праздничные юбилейные дни.
Приведу примеры некоторых задач с военной тематикой, которые я использую на занятиях математики и во внеурочное время.
1) Задача. От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова высота Мамаева кургана?
2) Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
3) При изучении темы «Проценты» использую исторический материал времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда. Рассказываю о героическом противостоянии ленинградцев, на уроке звучат строки из стихотворений. Обучающимся предлагаются на уроке задачи на вычисление процентов: «Дневной рацион ленинградца составляет 1/8 буханки хлеба. Сколько граммов составляет «осьмушка», если буханка весит 1 кг, и сколько это будет процентов?»
4) Задача. К началу Великой Отечественной войны в городе Ленинграде проживало 3 млн. человек. 653 тыс. человек было эвакуировано. За время блокады погибло от бомбежек и голода 1,2 млн. человек. Сколько жителей осталось в Ленинграде после снятия блокады и сколько процентов это составляет от общего числа жителей довоенного города?
Здесь уместно рассказать обучающимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему. Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки?
(1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?
(В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “осьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Формы и методы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить. Для обучающихся очень важно иметь пример для подражания.
В заключении, с уверенностью можно сказать, что математика как наука, дисциплина является такой же составной частью как и другие дисциплины в деле гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Путь этот лежит через привитие любви к дисциплинам, а значит любви к тем людям нашей страны, которые создавали эту науку во благо Родины.

Поиск