Опубликованные материалы

Эффективность использования домашнего эксперимента в курсе химии 8 класса

19-05-2025

Глущенко Алла Робертовна

учитель химии

Эффективность использования домашнего эксперимента
в курсе химии 8 класса
«Ни одна наука не нуждается в
эксперименте в такой степени, как
химия...»
А.М. Бутлеров

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывала у учащихся 8 класса помимо интереса ещё и большие трудности при её изучении. Интерес – понятно, ведь слово «химия» у учащихся ассоциируется со словом «эксперимент», а трудности– это и большой объем теоретического материала, и сложный для понимания язык изложения в учебнике, недостаточная сформированность познавательной деятельности детей, вследствие чего развиваются такие черты личности как невнимательность, неусидчивость, сниженная работоспособность.
Для меня, как и для многих других учителей сегодня, как и много лет назад, актуален вопрос: «Как научить детей учиться?» Ведь прежде чем требовать отдачи от детей- надо научить их воспринимать материал осознанно.
Конечно же, решение –удовлетворить ожидание ребенка, т.е. начать с эксперимента– будет самым правильным для мотивации изучения химии в 8 классе. Учитель может продемонстрировать любой опыт и объяснить его. Но все мы знаем, что учащиеся всегда хотят сами провести эксперимент. И тут возникает проблема: урок ограничен временными рамками, да и часто нет оборудования для каждого учащегося. Вот тут как раз будет эффективным использование домашнего эксперимента. Домашний эксперимент обладает несомненным преимуществом перед другими видами экспериментальной работы учащихся в 8 классе. Оно состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. На практике домашние эксперименты я применяла давно, но впервые задумалась о серии домашних экспериментов только, когда начала вести пропедевтический курс химии в 7 классе по учебнику О.С. Габриеляна. Кто его использовал в работе, тот знает, что в курсе есть много заданий, которые можно предложить детям в качестве домашнего эксперимента: это диффузия веществ в воздухе, в водных растворах, разделение смеси, способы очистки веществ, переходы воды в разные агрегатные состояния, коррозия металлов, и даже наблюдение за горящей водой (в присутствии родителей). Курс просуществовал недолго. И тогда я решила разработать серию домашних экспериментов для учащихся 8 класса по каждому разделу. Работу облегчали просторы интернета, откуда брала различные эксперименты.
Основным условием в моей работе было участие в домашнем эксперименте всех детей в обязательном порядке, хотя много читала, что домашние эксперименты нужно выполнять по желанию. Но хотелось дать старт всем детям, ведь, как мы знаем, у современных детей желание одно – играть в телефоне. Выполнять домашний эксперимент необходимо было только по инструкции, предложенной учителем. При этом инструкция сильно упрощалась в первых домашних экспериментах (прописывалась коротко, простыми предложениями), делилась четко по этапам, неизменным было название, постановка цели, инструктаж по ТБ и предложение о выводе по эксперименту. Кроме того, вместо записей предлагалось демонстрировать учителю видео, в котором учащийся проговаривает все свои действия с выводами. Фотоотчет не приветствовался. Ведь выступления на видео помогают детям развивать речь, мышление. Дети перестают стесняться в процессе видеозаписи, начинают анализировать свои ошибки, исправлять их. Обязательно выбираю лучшую работу и, с разрешения учащихся, демонстрирую всему классу. Очень интересно, что ребята, просмотрев работу, пытаются улучшить выполнение своей следующей работы.
В качестве бонуса предоставлялась возможность работы в паре с обсуждением на камеру, возможность привлечения родителей. В это время в родительских чатах располагаю обращение с просьбой поддержать детей и помочь им. И, конечно же, неустанное напоминание о проведении домашнего эксперимента обязательно. Постепенно инструкции усложняются. В них появляется все больше научных терминов, тривиальных названий веществ.
Конечно, на учителя ложится большая нагрузка по организации домашнего эксперимента. Но это того стоит. Ведь как результат:
-дети учатся самостоятельности, совершенствуют практические навыки по химии, расширяют химический кругозор;
- возникает потребность учащихся узнать больше, чем изучается на уроке
- возникает способность и время осмысливать наблюдаемое и делать выводы.
- лучше запоминаются тривиальные названия веществ.
-выявляются творческие дети. У них особенный подход в изложении своей работы, они стараются даже в домашних условиях подобрать посуду для эксперимента, очень похожую на лабораторное оборудование. Такие учащиеся стараются выдвигать гипотезы и в выводе обязательно указывают, подтвердились они или нет. И, как следствие, инструкции для них дифференцируются.
В завершение хочу сказать, что с начала учебного года мы с ребятами провели 6 домашних экспериментов :
-на разделение смесей –(сухого молока и песка, хроматография, просеивание)-3 эксперимента
-на изменение агрегатного состояния -1 эксперимент
-на диффузию -2 эксперимента
Внедрение домашнего эксперимента в работу у меня вошло в систему. Я постоянно меняю состав экспериментов, благодаря большому выбору в интернете. Считаю эффективным использование домашнего эксперимента в учебном процессе для 8 класса.

Поиск