Опубликованные материалы

Дифференцированный подход на уроках русского языка в условиях специальных (коррекционных ) образовательных учреждений

20-03-2025

Матвиенко Ольга Николаевна

учитель, КГБОУШИ 5 г. Хабаровска

Дифференцированный подход на уроках русского языка в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса-дифференцированным обучением».
Н.М. Шахмаев
Функция дифференцированного обучения
Обучение каждого ученика максимальными возможными условиями гармоничного развития на основе выбора содержания образования и создания благоприятных условий в социальном окружении.
Дифференциация-процесс обеспечения условий для дифференцированного обучения.
Дифференциация-важнейший фактор развития познавательной активности обучающихся на основе развития их интереса и познавательных потребностей.
Внутренняя дифференциация:
-учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.
-использование на занятиях с детьми одного класса различных методов и средств, обеспечивающих максимальное развитие способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов каждого ученика.
Индивидуализация-предельный вариант дифференциации. Цель дифференциации-индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учёта в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого ученика.
Дифференцированный подход-важнейший принцип воспитания и обучения.
Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика.
Задачи дифференцированного подхода
-Выполнение учебных программ каждым обучающимся.
-Улучшение учебной мотивации.
-Формирование ЗУН с опорой на ЗБР.
-Формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности, творчества.
Виды дифференцированного подхода
*по уровню сложности (что?)
*по объёму материала (сколько?)
По форме заданий (как?)
*по степени самостоятельности (каким образом?)
*по способам мотивации (для чего?)
Какие дети требуют дифференцированного подхода?
-заторможенные
-гиперактивные
-педагогически запущенные
-агрессивные
-с поведенчискими нарушениями
-с высоким уровнем познавательных способностей
-с низким уровнем познавательных способностей
-соматически ослабленные
-познавательно пассивные
-замкнутые
-тревожные
-с низким уровнем учебной мотивации
-с нарушениями моторики
-с нарушениями внимания
-с нарушениями речи
-кинестетики

Реализация дифференцированного подхода на этапе усвоения новых знаний
1. Приём привлечения обучающихся к определению темы урока

1 группа 2 группа 3 группа
формулируют формулируют формулируют
тему на основе тему на основе тему урока
умозаключений работы с по вопросам учителя
самостоятельно деформированным
словом, предложением
2. Приём привлечения учащихся к акту целеполагания

1,2,3 группы –на основе вопроса учителя с опорой на записанную сформулированную тему урока.
3. Приём практического наблюдения, исследования нового материала.
А) 1,2,3 группы запись в тетрадь
Б) 1,2 группы ответы на вопросы усложненного характера в процессе исследования
3 группа ответы на вопросы упрощенного характера в процессе исследования
В) 3 группа отвечают на закрытый вопрос учителя
2 группа отвечают на открытый вопрос учителя
1 группа синтезируют ответы 2,3 групп и делают общий вывод
4. Приём сравнения самостоятельно сделанного вывода с выводом в учебнике

1,2 группы самостоятельное прочтение 3 группа прочтение вывода
вывода по учебнику (про себя) со вслух, вставка с помощью
вставкой недостающих или учащихся 1,2 групп.
пропущенных сведений.
5. Использование наглядных методов обучения на протяжении всего этапа сообщения новых знаний.
Для 1 группы : опорные схемы, таблицы
Для 2,3 групп: таблицы с полной информацией, изобразительная и предметная наглядность.


Реализация дифференцированного подхода на этапе закрепления
Закрепление

Знаний (устные задания) умений (тренировочные упражнения)
Педагогический приём дифференциация по уровню познавательных возможностей обучающихся
сильные средние слабые
Использование индивидуальных карточек Самостоятельно с усложнением С небольшой помощью С помощью учителя
Групповые задания Самостоятельно в тетради У доски с пояснением С помощью учителя в тетради или на карточках
Взаимопомощь (1 вариант) Делает самостоятельно, затем помогает среднему Выполняет при помощи сильного ребёнка Выполняет при помощи учителя
Взаимопомощь (2 вариант) Выполняет у доски под диктовку учителя Выполняет на местах под диктовку учителя. На этапе проверки сверяются с написанным на доске Работают с карточками. На этапе проверки сверяются с написанным на доске.
Речевые разминки Читают слова Читают слоги Читают буквы, произносят звуки
Заучивание стихотворений Заучивают по тексту Заучивают и воспроизводят с опорой на картинный план
Беседа по содержанию пройденного материала Дают ответ полными предложениями Повторяют за учителем или за сильным учеником
Разнообразные приёмы при чтении текста Чтение по цепочке
Использование дополнительного материала Работают в специальных рабочих тетрадях, прописях, контурных картах, на карточках Работают по обводке, в раскрасках
Игры, игровые задания Разгадывают ребусы, кроссворды в парах. Осуществляется контроль сильного ученика над средним Решают простые ребусы, кроссворды при помощи учителя
Соревнования команд. Разделение детей в команды по случайному признаку Задания даются каждому ребёнку индивидуально, дифференцируются по степени сложности и по объёму с учётом возможностей детей

Реализация дифференцированного подхода на этапе повторения пройденного материала
Педагогический приём Дифференциация по уровням познавательных возможностей обучающихся
сильные средние слабые
Разноуровневые задания Работа с учебником Работа по карточкам Беседа. Выполнение задания у доски с помощью учителя
Работа по карточкам Задания дифференцируются по степени сложности и по объему
Работа по карточкам Ответить на вопросы по пройденному материалу Выбрать верный ответ из трёх вариантов Выбрать верный ответ из двух вариантов
Дополнительные задания Даются сильным детям после выполнения работы как поощрение
Показ учебного фильма Составить план увиденного Пересказать увиденное Сделать зарисовку, иллюстрацию к увиденному
Сюжетно-ролевые игры
Составление технологических карт, инструкций по изготовлению объектов трудовой деятельности
кроссворд



Поиск