Опубликованные материалы

Воспитание эмоционально-ценностного отношения у учащихся студии эстрадной песни "Аллегро"

Одной из особенностей дополнительного образования является его эмоциональная насыщенность. Важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний подавляет эмоционально - образное восприятие мира, столь необходимое детям и подросткам. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Обилие и мозаичность знаний, являющееся печальной приметой нашего времени, отрицательно сказывается на психике ребенка. Ученые давно говорят об этом. А.Н.Леонтьев считал главной бедой образования обнищание души при обогащении информацией. Дополнительное образование - один из возможных путей решения этой проблемы. Умелое обращение к эмоциональной сфере человека важно еще и потому, что оно тесно связано с потребностями и мотивами деятельности. Когда знания, умения, творческие способности включаются в эмоционально-ценностную систему человека, тогда удается избежать несогласованности между знаниями и чувствами. Эмоционально - ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников при общении с яркими личностями, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие детей сегодня. Поэтому столь важно видеть живых людей, а не хрестоматийные образцы. Вместо воспитания на примерах лозунговых добродетелей необходимо обращение к переживаниям и размышлениям человека, к его поискам, взлетам и падениям. Все это можно найти в замечательных образцах - литературе, музыке, живописи - и в наше время.
Одним из таких положительных примеров стала деятельность творческого объединения художественного отдела Дома детского творчества №5 - студии эстрадной песни «Аллегро», где занимаются дети в возрасте от 5 до 17 лет. Как отмечено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в настоящее время «можно выделить источники нравственности, человечности, опора на которые позволяет… продуктивно развивать свое сознание, жизнь…». Именно с этих позиций педагоги студии рассматривают задачи целенаправленного воздействия на личность подростка, способствуют развитию и воспитанию творческой и инициативной личности обучающихся. Тактика всей деятельности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования направлена на создание условий для самореализации учащихся и помощь им в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Сегодня очень актуально, чтобы у детей и подростков сформировалось стойкое неприятие всех негативных проявлений и способность противостоять им. Воспитание эмоционально - ценностного отношения у детей и подростков в большой степени помогает осуществлению задач по формированию гражданской позиции. Причастность детей и подростков к важным мероприятиям культурной и политической жизни, знаменательным событиям в жизни района и города, пробуждает у детей эмоциональный отклик: гордость и уверенность в будущем. Воспитанники студии эстрадной песни неоднократно представляли Дом детского творчества Новоильинского района на социально значимых мероприятиях и акциях в районе и городе. Участие в концертных программах, посвященных знаменательным событиям (выборы в органы законодательной и исполнительной власти; встреча населения Новоильинского района с депутатами; награждение педагогов района и города по итогам конкурса «Учитель года»; встреча с ветеранами-педагогами, вручение губернаторских стипендий учащимся Новоильинского района) дает возможность учащимся ощутить себя частью социума и имеет большое значение в гражданском и патриотическом воспитании детей. Для учащихся студии эстрадной песни это не только возможность творчески проявить себя на сценических площадках, но и прикоснуться к социо-культурной жизни района и города.
Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство вокруг учащегося, чаще всего ограниченное только школой. Спектр форм и методов «погружения» учащихся в культуру достаточно широк и разнообразен. Проведение фестивалей, конкурсов, праздников, концертов, мастер-классов, творческих мастерских - все это средства для включения в культуру не столько на интеллектуальном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Новые переживания, ощущения, новый подход к получению знаний, расширение круга общения, возможность вырабатывать собственные ценностные суждения – все это дает дополнительное образование, построенное на культурологической основе.
В воспитательном процессе большую роль играет наличие соответствующего репертуара о семье, родном городе, стране. Начиная с 5-6 лет, на доступном музыкальном материале у детей воспитываются любовь к маме, близким, уважительное и благодарное отношение к родителям, родному дому, Родине. «Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте»- отмечается в Концепции духовного развития. «Осознание безусловной ценности семьи» придет, конечно, позже, но вот понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, забота, закладывается уже в детстве. Опрос воспитанников студии среднего и старшего школьного возраста показал, что учащиеся более склонны к произведениям, наполненным содержанием, а не «пустыми» словами. В течение нескольких лет уделяется особое внимание подбору репертуара, начиная от советской авторской песни и эстрады до композиторов - современников, ведь образная сфера песен формирует ценностное отношение детей и подростков к музыке гражданственного содержания (любовь к Отчизне, память о прошедшей войне, преемственность поколений). Личностная потребность сохранить память о драматичных моментах нашей истории порождает чувство патриотизма, а выступления учащихся на митингах и мероприятиях, посвященных Дню Победы, годовщине вывода советских войск из Афганистана, чеченским событиям, отражают социально-духовную преемственность поколений.
Вместе с детьми целенаправленно подготовлен ряд массовых тематических номеров для исполнения на сцене площади общественных мероприятий Новоильинского района, участия в митингах и праздничных концертных программах, посвященным таким знаменательным и важным датам в жизни страны как День Победы, празднование 1 мая. Песни о войне и мире в исполнении воспитанников студии звучали на районных и городских фестивалях детского творчества «Салют, Победа!». Любовь к Родине начинается с отношения к своему городу, к своей малой родине. В течение 7 лет учащиеся выступают на сценических площадках в День города. Во время выступления их переполняет чувство гордости за родной Новокузнецк. Давняя дружба связывает коллектив с социально-реабилитационным центром «Алые паруса», где пребывают дети из неблагополучных семей и потерявшие родителей. Для них это была редкая возможность общения в такой среде с окружающими, для нас – большое удовольствие видеть ответную радость и блеск в глазах зрителей.
Активная гражданская позиция, душевная щедрость, сочувствие не на словах, а на деле – вот те качества, которые хотели бы видеть у своих воспитанников педагоги студии. В стенах дома, школы можно долго говорить о чутком отношении к старшему поколению, но только в том случае дети правильно поймут слова «доброта», «сердечность», когда, выступая, увидят в зрительном зале слезы пожилых людей, прошедших через войну, голод, страх или волей судьбы оказавшиеся в Доме престарелых Новоильинского района. Для его обитателей традиционными стали наши музыкальные поздравления в День пожилого человека, День Победы. Благодарность детей, их концертные эстрадные номера не оставили никого равнодушными. Воспитание молодого поколения с такой жизненной позицией дает надежду, что растут не сторонние наблюдатели, равнодушные ко всему, а инициативные и ответственные люди будущего, способные понять и помочь, проявить гражданскую активность. Так, в общественных делах и заботах творческого объединения, Дома творчества, района и города у воспитанников студии формируется активная гражданская позиция. В наше время нужно всеми доступными средствами донести до детей и подростков основы культурных ценностей, традиции, на которых зиждется наше национальное достояние. Правильно сформированное эмоционально - ценностное отношение для воспитания гражданско-патриотической позиции учащихся в творческих объединениях Дома детского творчества происходит в условиях обращения к культурной, общественной и социальной составляющим жизни нашей страны, создании благоприятной среды, где учащийся может во всем разнообразии и в разных проявлениях обогатить духовно-нравственную сферу своей личности. Сегодня для учащихся дополнительного образования это лишь первая ступень развития гражданина России, где происходит становление и развитие гражданственности, а впоследствии, принятие национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося, нужно объединить все усилия - и школе, и семье, и учреждениям дополнительного образования, культуры и спорта, общественным организациям. Заинтересованность всех и взаимная поддержка принесут, несомненно, хорошие результаты в воспитании детей.

Поиск