Формирование экономической культуры дошкольника, которая является частью общей культуры личности человека, является задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Внедрение экономического воспитания в дошкольном возрасте даёт возможность детям освоить новые понятия и категории, связанные с финансово-экономической деятельностью взрослых. Дети получают представление о мире профессий и важности труда, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах, а также знакомятся с этическими понятиями: честность, щедрость, бережливость, экономность и трудолюбие, формируются умения планировать свои действия, соподчинять желания с возможностями, закладываются чувства ответственности, обдуманности своего поведения и решения.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных задач.
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных средств обучения экономике, значительное место отводится устному народному творчеству: сказкам, пословицам, поговоркам. У них огромный воспитательный потенциал: сказка – это особый литературный жанр, она «обучает» и «воспитывает», а уместно сказанная пословица может оказать влияние на поведение и принятие решений, каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь. Устное народное творчество является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления.
В основу отбора сказок, пословиц и поговорок для деятельности с детьми по формирования экономической компетенции легли такие финансовые понятия как:
- труд
- лень
- бережливость и экономия
- товар и стоимость
- деньги
- реклама
- желания и возможности
Сказки, отражающие труд людей и вознаграждение за него, помогают формировать понимание необходимости и целесообразности труда, показывают взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, подводят детей к пониманию что труд – необходимое условие благополучия человека, формируют отрицательное отношение к лени, а также помогают формировать представление о разнообразии свойств природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании, прививать хозяйский подход.
В русской народной сказке «Заюшкина избушка» заяц правильно использовал природные материалы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. А лиса была непрактичная, она не знала из каких материалов надо строить дом, вот и построила дом изо льда, который растаял.
Работая со сказкой «Колобок» вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.
После чтения сказки «Морозко», задала вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», что заставило детей задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.
Например, после чтения сказки «Терем-теремок» детям были заданы такие вопросы:
- Какими видами труда занимались жители теремка?
- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?
- Как был восстановлен теремок?
В ходе обсуждения уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Дети сделали вывод, что каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Сказки, раскрывающие потребности людей, помогают расширять представления о возрастающих потребностях человека и возможность их удовлетворения, развивая способность к установлению взаимосвязи между этими категориями, формировать отрицательное отношение к жадности и глупости. Такие сказки как «Каша из топора», «Как коза избушку построила», «Жадная старуха». Например, в русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство: «Лисичка со скалочкой», «Мена».
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: «По щучьему велению», «Муха-цокотуха» К. Чуковского.
Сказки, знакомящие с понятием «реклама», помогают раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, развить способность критически оценивать рекламу (правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности), дают представление о рекламе как о способе получения выгоды, помогают сформировать представления о профессии рекламного агента.
В русской народной сказке «Лиса и козёл» лиса сделала рекламу колодезной воде и заманила козла в колодец, чем спасла свою жизнь. Козёл поверил лисе и чуть не погиб. В авторской сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Ему помог предприимчивый паренек, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей. Также использовали пословицу «Не похвалишь - не продашь». В сказке «Кузьма скоробогатый» лисица была расчетливая и смекалистая, через рекламу вызвала интерес царя к Кузьме и сделала его богатым.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе принципа интеграции, поэтому внедрение основ финансовой грамотности целесообразно включать в различные виды деятельности также посредством пословиц и поговорок с финансово – экономическим содержанием.
При чтении художественной литературы. Например, после прочтения басни «Стрекоза и муравей» проводилось обсуждение, которое помогло раскрыть смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».
Во время бесед о профессиях знакомили детей с пословицами «Кто любит труд, того люди чтут», «На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Наблюдения за трудом взрослых, трудовая деятельность с детьми, дежурство помогают раскрыть смысл пословиц: «Дело мастера боится», «Умелые руки не знают скуки», «Дерево ценят по плодам, а человека — по делам».
При организации продуктивной деятельности – «За всякое дело берись смело», «Дело мастера боится».
Сказки, пословицы и поговорки, не являются основным инструментом формирования основ финансовой грамотности, но запас способов их применения поистине огромен, они пробуждают у детей интерес к окружающему, помогают объяснить новые финансово-экономические понятия и категории, помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.