03-09-2024
Обеланова Елена Владимировна
ГПОУ "Хилокское железнодорожное училище"
Нетрадиционные формы уроков – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и студента, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Что такое нетрадиционные формы уроков?
Нетрадиционные формы обучения способствуют вовлеченности, повышению работоспособности и коммуникативности, а также результативности урока.
Два подхода к нетрадиционным формам
В педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока:
Модернизация традиционного урока: Внедрение современных технологий и методических приемов в структуру традиционного урока, что повышает эффективность обучения и развивает познавательные способности студентов.
Инновационные формы: Новые формы организации учебного процесса, которые появились в последнее время в педагогике. Они включают в себя элементы новизны и активно внедряются в образовательный процесс.
Примеры инновационных форм:
Урок-дискуссия: Способствует формированию навыков аргументации, умения вести диалог и отстаивать свою точку зрения.
Урок-игра: Мотивирует студентов на активное участие, развивает командный дух, креативность и нестандартное мышление.
Урок-практикум: Обеспечивает практическое применение теоретических знаний, развивает навыки решения проблемных задач.
КВН: Способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, повышает мотивацию к обучению.
О.В. Трофимова дает следующее определение "нетрадиционной форме урока": это интерактивные формы урока, характеризующиеся:
Субъект-субъектной позицией в системе "учитель-ученик" «преподаватель-студент»: Обеспечивает равноправное взаимодействие между преподавателем и студентом.
Многообразием видов деятельности: Включает в себя игровую, дискуссионную, оценочную, рефлексивную деятельность.
Базированием на активных методах обучения: Использует проблемный, исследовательский методы, метод прямого доступа.
Признаки нетрадиционного урока:
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки.
Кроме программного используется и внепрограммный материал.
Организуется коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной.
В процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.
Дается возможность студентам раскрыться по-новому, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска.
Планируется урок заранее, включая выбор формы, разработку сценария, подбор материалов, распределение ролей и др.
Достигается эмоциональный подъем студентов за счет интересных заданий, активного взаимодействия, игр и т.д.
Четко определяются три дидактические задачи (образовательная, воспитательная, развивающая).
Этапы подготовки и проведения
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
Замысел
Организация
Проведение
Рефлексия
Замысел
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
Определение временных рамок
На этом этапе следует определить:
время проведения нетрадиционного урока (отдельный урок, спаренный, серия уроков);
время подготовки (от нескольких дней до месяца, в зависимости от выбранной формы, целей урока, умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися).
Определение темы урока
Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, "промежуточная" (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или урок «Открытия новых знаний».
Определение типа урока
Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Нужно четко понимать, к какой теме какой тип урока более применим.
Выбор формы урока
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
специфика предмета и класса,
характеристика темы (материала),
возрастные особенности учащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
особенности и возможности выбранной формы урока;
характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данной группе).
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую). Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
Организация
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
распределение обязанностей (между преподавателем и студентом);
написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности обучающихся.
Распределение обязанностей
В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:
Преподаватель: Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности обучающихся; распределяет роли между студентами и т. д.
Преподаватель и группа обучающихся: Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа студентов, состав которой определяется, как правило педагогом в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преподаватель и группа:
В этом случае к уроку готовится вся группа. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между обучающимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае педагог дает каждому студенту индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференциальный подход в обучении. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для обучающихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для студентов разноуровневой группы задания подбирает сам педагог(дифференцированно).
Разработка сценария урока.
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока.
Сценарий должен отражать следующие моменты:
1.Подробную технологическую карту урока (с указанием целей урока и УУД);
2.Инструкции по проведению каждого этапа урока;
3.Подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
4.Критерии оценки деятельности обучающихся.
Подбор заданий.
Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить преподаватель самостоятельно или совместно с обучающимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:
1.Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.;
2.Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов);
3.Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание;
4.Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
5.При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания "найди ошибку" или задачи, провоцирующие ошибку.
6.Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
7.Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания.
Методика оценки на уроке.
Критерии оценки работы обучающихся разрабатываются преподавателем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.
Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы). Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.
Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу "выделяется" определенное число "5", "4", "3", и студенты сами "распределяют" их между собой (обсуждение в группах).
Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, "заработанной" непосредственно на уроке.
Рефлексия
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его рефлексия. Рефлексия - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд "назад", помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
Проводить рефлексию урока можно в разных формах: устно "солнышко", т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить воз