Опубликованные материалы

статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

14-05-2025

Приходько Татьяна Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия 2 имени Героя Советского Союза Н.П. Белоусова Красноармейского района Волгограда"

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности
- естественнонаучное
- математическое.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, и ВПР.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.
Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является
то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают
задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.
Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.

Поиск