Опубликованные материалы

Развитие связной речи у детей-дизартриков средствами сказки.

29-11-2024

Делинская Лариса Анатольевна

 

 учитель-логопед. г. Ростов-на-Дону . МБДОУ№275

Развитие связной речи у детей-дизартриков средствами сказки.
Введение:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Изучение особенностей формирования связной речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности, и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребёнка.
Нарушения связного речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны различными авторами (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова, Т.В. Туманова, И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и многие другие) в отношении разных категорий детей с отклонениями в развитии. Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста преимущественно разработаны педагогические и методические аспекты данной проблемы.
По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных учёных (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя и другие).
Основой нашего исследования являются следующие учения и концепции: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина и др.; положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормально развивающихся и аномальных детей (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.А.Власова и др.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е.Левина, Л.С.Волкова, Е.Ф.Соботович и др.)
В своей работе мы опиралась на исследование таких ученых, как
Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева, М.А.Поваляева, А.В.Гнездилов. Н.Погосова и других.
Э.Фромм говорил: «Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые, как М.Л.фон Франц, А.Адлер, Б.Беттельхейм и др.
В настоящее время в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Большую помощь в работе оказали нам логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействия ребенка со сказкой, подобранные Г.А.Быстровой, Т.А.Шуйской, Э.А.Сизовой.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При дизартрии наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л.С.Выготским, А. А. Леонтьевым и др.
Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Объект исследования: развитие связной речи детей с дизартрией в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: сказки как средство развития связной речи детей-дизартриков.
Цель исследования: разработать и апробировать систему работы по развитию связной речи у детей – дизартриков средствами сказки.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что сказки являются эффективным средством развития связной речи дошкольников с дизартрией.
Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы развития связной речи у детей - дизартриков средствами сказки.
2. Провести диагностику речи детей подготовительной группы.
3. Разработать план-программу работы по развитию связной речи средствами сказки и провести по нему серию занятий.
4. Выявить динамику развития связной речи детей после проведения работы.
5. Разработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей с дизартрией.
В работе мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдения, беседы, эксперимент.
Базой для исследования послужило ДОУ №275 г. Ростова-на-Дону.
Сказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Речевая функция является одной из важнейших психических
функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все
психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности дошкольника, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, негативизма, чувства неполноценности).
К числу важнейших задач работы с детьми с дизартрией, относится формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Одним из методов, разрабатываемых и применяемых в работе с детьми с дизартрией, является использование сказки. Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия на ребенка. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого коррекционного воздействия. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связной речи.
Именно в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» .
Конкретность и образность обрис

Поиск