Опубликованные материалы

Развитие эмоциональной и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной литературы в условиях реализации ФАОП ДО

11-06-2025

Чуднова Елена Ивановна

БДОУ " Детский сад №314 комбинированного вида"

Чуднова Елена Ивановна, педагог - психолог
БДОУ г. Омска «Детский сад №314
комбинированного вида»,
Развитие эмоциональной и познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной литературы в условиях реализации ФАОП ДО

Художественная литература — это универсальное развивающее средство, позволяющее формировать целостную картину мира для ребенка. Её восприятие выступает как особая деятельность, содержание которой дополняет и обогащает разнообразные виды активности детей.
Учеными в области коррекционной педагогики давно известна и доказана роль воздействия художественной литературы на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР). Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной, речевой и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка [4, с. 57].
В ходе реализации федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее ФАОП ДО) при формировании познавательной и речевой активности старших дошкольников с ЗПР особая роль отводится художественной литературе, как одному из ведущих средств развития интеллектуальных способностей, речи, доброжелательного и чуткого отношения к природе и своей Родине, любви и интереса к книге.
Художественная литература формирует душевные качества ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху, способствует речевому развитию детей, делает их речь правильной, четкой, понятной, образной и лаконичной.
Содержание литературного развития в соответствии с ФАОП ДО реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». К этой же образовательной области относят музыкальное образование, а также развитие дошкольников в области изобразительного искусства.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников как образовательная область предполагает развитие у детей с ЗПР предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру, формированию элементарных представлений о видах искусства. Такое развитие подразумевает не только восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, но и стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4, с. 6].
Сюжет литературного произведения может стать основой любого вида совместной деятельности взрослого и ребёнка. В этом случае всё игровое пространство разворачивается по мотивам сказки или рассказа. В рамках современного подхода к воспитанию дошкольников, когда педагогика «возвращается» к истокам игры, сказочный хронотоп позволяет вовлечь ребёнка в любую деятельность, направленную на познание окружающего мира.
Разнообразить формы и методы воспитания и обучения педагогу помогут не только одушевлённые сказочные герои, детей заинтересуют «скатерть-самобранка», «ковёр-самолёт», «чудо-дерево» и другие волшебные предметы, которые могут быть использованы на этапе формирования мотивации, «вхождения» в сказку.
Незаменимы в работе со старшими дошкольниками с ЗПР и так называемые малые фольклорные формы: загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, считалки. Подобные литературные жанры позволяют развивать речь детей, коммуникативные навыки, память, формировать умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
В условиях современного подхода, когда образовательный процесс приобретает непрерывный характер и границы различных видов совместной деятельности детей и взрослого чётко не просматриваются, педагоги могут активно использовать в своей работе жанр приговорки. Этот небольшой по объёму, но довольно важный жанр позволит подготовить и настроить детей на другой вид активности. Например, настроить детей на восприятие сказки можно простыми словами: «Раз, два, три, четыре, пять — сказку можно начинать!»; подготовить к рисованию по мотивам этой же сказки поможет другая приговорка: «Просыпайтесь, краски, будем мы трудиться, просыпайтесь, краски, будем веселиться!».
Содержание произведений детской литературы может помочь в работе по формированию у детей с ЗПР представлений о некоторых явлениях природы и окружающего мира. Незаменимы в этом случае рассказы о природе В.В. Бианки «Теремок», «Кто чем поёт?», «Чей это нос?», «Как муравьишка домой спешил» и многие другие. Объяснить детям суть такого явления, как круговорот воды в природе, поможет сказка Н.М.  Грибачёва «Заяц Коська и Родничок».
Сюжет сказки может стать так же и источником проблемной ситуации. С. И. Курбатова в своей статье «Откуда и как сливочное масло попадает к нам на стол» делится опытом в организации поисково-проблемной ситуации [2, с. 15]. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» она помогает детям сформировать представление об этапах изготовления масла, их последовательности (как это происходило в сказке и как на самом деле в прежние времена).
Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского также представляют большой интерес для воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Сказки, рассказанные им, сохраняя всю прелесть народных сказок, отличаются лаконичностью и выразительностью, написаны простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.
Кроме того, на этих примерах детям можно легко показать, что сказка, это авторское видение ситуации, и оно не всегда совпадает с реальностью.
Старший дошкольный возраст — особый период в жизни каждого ребёнка, когда он становится неутомимым почемучкой и экспериментатором. Задача педагога — создать условия для удовлетворения познавательной активности ребёнка. В детской литературе существует огромное количество произведений, которые предполагают самостоятельный для ребёнка поиск решений, на проверку экспериментом. Например, сказка «Крошка Енот или кто сидит в пруду» Л. Муур может подтолкнуть старшего дошкольника с ЗПР к эксперименту с собственным отражением в зеркале.
Таким образом, использование художественной литературы в работе различных специалистов коррекционной педагогики позволяет восполнить недостаточность познавательной активности детей с ЗПР, расширить их кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности их познавательной активности [1, с.3].

Список использованной литературы:

1. Бойко Т.В. автор-составитель. Формирование коммуникативного и

социального опыта у детей с ЗПР. Система коррекционно-развивающих занятий. Старшая группа.-изд. 2-е, испр.-Волгоград: Учитель.-91 с.
2. Курбатова С.И. Откуда и как сливочное масло попадает к нам на стол // Дошкольное воспитание. 2013. № 1. С. 15 — 16.
3.Чиндилова О.В. ЧХЛ дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. С. 61 — 62.
4. Шевченко С.Г. под общ.ред. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1.-М. : Школьная пресса, 2005.-96 с.

Поиск