04-11-2024
Татьяна Владимировна Острикова
учитель начальных классов МБОУ"ЦО №32"города Тулы
Праздник «Здравствуй, осень!»
Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.
Ход праздника
Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Это осень)
Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора-
И радушно скажет каждый:
-Здравствуй, осени пора!
-Каждый видит осень по- своему. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на выставку рисунков одноклассников. Какая здесь разная осень.
Осенняя викторина
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев.)
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)
3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)
5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)
6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)
7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)
8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)
9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)
12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
Анаграммы
1. ЛТАИПДСО (листопад).
2. ДЖЬОД (дождь).
3. НЕСГ (снег).
4. ОЖУЙРА (урожай).
5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь).
6. АРМТ (март).
7. БКРОЯТЬ (октябрь).
8. НЯЬОБР (ноябрь).
- Какое слово лишнее?
-А недавно мы слышали спор овощей.
Сценка «СПОР ОВОЩЕЙ» (слайд 23)
Осень:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело) :
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая) :
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень:
У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук:
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно) :
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко):
Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень:
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
-Беседа об овощах.
-Как разрешился спор овощей?
-Значение овощей и фруктов в питании человека общеизвестно. Они вкусны, питательны и полезны для здоровья. Овощи и фрукты – действительно кладезь витаминов и минералов. От латинского слова «Вита»- значит «жизнь».
-А теперь, ребятки,
Отгадываем загадки!
1.Какие овощи называют «синенькие»?(баклажаны)
2.Какой овощ называют «змеиной травой»?( чеснок отпугивает змей)
3.Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»?( помидор в переводе с итальянского-золотое яблоко)
4.Какой овощ бывает и сладким и горьким?(перец)
Дидактическая игра «Доскажи словечко
Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную ... (картошку)
- От дождя земля намокла
– Вылезай, толстушка ... (свёкла)
- Из земли за чуб плутовку тянем сочную ... (морковку)
- Помогает деду внук, собирает с грядок ... (лук)
- Вот зелёный толстячок крупный, гладкий ... (кабачок)
- Очень сочны и красивы выросли на ветках ... (сливы)
- Для Серёжи и Марины набираем ... (мандарины)
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину ... (груши)
- Не забудем для Алёны очень кислые ... (лимоны)
- Для начинки в пироги набираем ... (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Игра « Определи по вкусу»
Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.
Игра «Кто быстрее»
Трое ребят получают тарелку с фруктами и овощами. Их нужно распределить на две группы. Кто быстрее сделает, тот побеждает.
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
3.Для всего честного люда
Реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно,
Запоминайте старательно!
ЛУК:
Лук зелёный - объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть -
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи!
МОРКОВЬ:
А морковочка-подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Очищайте зубы.
ПОМИДОР:
А я - толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту -
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август - месяц наступил -
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.
4.Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
ОГУРЕЦ:
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!
РЕПА:
Наша жёлтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.
КАРТОФЕЛЬ:
Посадили мы картошку
Ещё в мае-месяце.
Выросла она на диво -
И крупна, и так красива!
А картошка - хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела!
5.Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше …
ДЕТИ: О - во- щей!
-Осень славится еще и грибами. Кто собирал грибы? Какие грибы знаете? А как надо правильно собирать грибы?
Грибная викторина.
1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
2. Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
4. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
5. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
7. Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
8. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
9. Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
10. Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
11. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
12. Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)
Игра «Грибной кузовок»
Команды получают по «корзинке» — пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:
КА - РО - MAC - ЛЕ - СЫ - ЕЖ – ВИК
НОК - ПОД - ОСИ - ВИК - РЫ - КА – ЖИК
КА - СИЧ - ЛИ - ПОД - РЕ - БЕ - ЗО – НО
НУШ - ИК - КА - ИН - ПЕ - МОК - ВОЛ - ОВ - О
и 8 чистых листочков. Ведущий читает условия игры:
«По тропинке во весь дух
Мчится по лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой».
Из под елки фыркнул еж:
«Все грибы ты растрясешь!»
Ежик прав — у петуха
В кузовке одна труха:
КА - РО - MAC - ЛЕ - СЫ - ЕЖ – ВИК
НОК - ПОД - ОСИ - ВИК - РЫ - КА – ЖИК
КА - СИЧ - ЛИ - ПОД - РЕ - БЕ - ЗО – НО
НУШ - ИК - КА - ИН - ПЕ - МОК - ВОЛ - ОВ - О.
Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» — это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.
Каждая команда «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
Подведение итогов.
-Что нового для себя вы узнали об осени?