05-11-2024
Китова Елена Николаевна
учитель, МАОУ "Школ а№131"
Современное государство России четко обозначило приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Нашей стране нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, с развитым чувством ответственности за судьбу своей страны. Президент РФ В.В.Путин четко определил « …школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…»
Современное образование не стоит на месте, и изменения, которые мы видим в обновленных ФГОС, показывают нам новый вектор в преподавании своих дисциплин в общем образовательном процессе. Учитель должен учить не науке, а учить учиться, то есть приобретать знания, повышая свой уровень грамотности. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Главной целью обучения иностранным языкам, является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Хотелось бы остановиться на одном из наиболее важных компонентов, который позволяет использовать воображение для выработки нестандартных идей, формирования новых знаний, принятия неординарных решений, а именно, на креативном мышлении. Творческая личность умеет грамотно работать с информацией, подходить к решению проблемы с разных сторон, находить необычные пути решения. Таким образом, мы видим, что креативность предполагает гибкость в решении нестандартных задач. Использование креативного подхода в обучении английскому языку значительно повышает творческий потенциал обучающихся и формирует коммуникативные компетенции. Креативность и творчество – два понятия тесно связанные друг с другом, которые способны дать учителю огромные возможности для реализаций смелых идей.Творчество понятно и близко каждому ребенку и имеет огромное влияние в их жизни.
Креативность проявляется, как уникальный творческий процесс, впоследствии которого рождается шедевр или великое открытие. В этом случае наряду с выдающимися способностями следует отметить неразрывную связь с глубокими знаниями предмета. Такое явление называется большой креативностью (BigCreativity). Но креативность также может проявляться в каждодневных делах, в том, что нам приносит удовольствие, например, приготовление своих кулинарных блюд из тех продуктов,что есть дома, или же оформление подарков для близких и дорогих людей.Способность к продуктивному творческому подходу называется малой креативностью (LittleCreativity).
В процессе развития креативности необходимо задействовать обучающихся в творческой деятельности, формировать знания, умения и навыки. Учитель в этом процессе выступает в роли организатора деятельности обучающихся. В процессе реализации данного подхода следует учитывать доступность, наглядность, индивидуальный подход и коммуникативность.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на заданиях, которые способствуют развитию креативного мышления на уроках английского языка.
Скетчбук (sketch- набросок, эскиз от англ.). Задание на аудирование и понимание услышанного. Учащимся раздаются листы бумаги и предлагается к прослушиванию аудиофайл. В процессе аудирования обучающиеся делают на листах наброски того, что слышат. Затем, исходя из того, что изображено на листах, а это схематичные рисунки, нужно воссоздать в нужной последовательности содержимое аудиофайла, применяя linkingwords(слова-связки). Такой метод ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и развивает воображение, тем самым формируя коммуникативные компетенции.
Фантазёр– одно из творческих заданий, которое является очень полезным для плановой работы с описанием картинки. На экране представляем картинку или фотографию, глядя на которую, нужно не только описать внешность изображенных людей, но и предположить диалоги и их мысли на английском языке.
Споры – задание, которое часто используют в старших классах, так как обсуждаются противоречивые ситуации с применением принятия противоположных точек зрения.
Вторая половинка фото – на экране представлена часть картинки или фотографии, предлагается догадаться, что изображено на второй половине. Задание способствует повышению интереса и мотивации к навыкам говорения на английском языке, а также развивает воображение.
Мозговой штурм – задание лексической направленности с применением визуализации. Глядя на изображение, воспроизвести как можно больше лексических единиц, соответствующих изучаемой теме.
Кроссенс (Crossот англ.ПересечениеиSenseот англ. Смысл)– один из интерактивных методов обучения, соответствующий личностно-ориентированному подходу. Этот метод основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание и умение. По словам создателей, художника и философа Владимира Бусленко и педагога и математика Сергея Федина, идея кроссенса, как все простое – гениально, и как все гениальное – просто, прием-головоломка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразунескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). Читать нужно сверху-вниз и слева-направо, двигаясь только вперед и заканчивать на центральном квадрате.
При составлении кроссенса действует один и тот же алгоритм:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.
3.Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
10. Выход на новый уровень.
Работа с подобным интерактивным приемом имеет конкретную методическую цель или даже несколько:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать); - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему;
Применение кроссенс технологии позволяет создать ситуацию успеха на уроке. Таким образом, этот прием позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы общего образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Творческий подход в процессе обучения английскому языку позволяет реализовывать цели урока более качественно, на высоком уровне. Творческое, нестандартное мышление – путь к совершенствованию и прогрессу, дает возможность лучше понять структуру, легче запомнить новые лексические единицы и скорее начать использовать в речи новые конструкции.
Список используемой литературы:
1. Авдеенко, Н. А. Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Креативное мышление [Текст] / Н.А. Авдеенко, М. Ю. Демидова, Г.С. Ковалева, О. Б. Логинова, А. М. Михайлова, С. Г. Яковлева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. - №4. - С. 124-145.
2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5 й Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. — М., 2002.
3. Осипова, А. И. Что такое кроссенс?: [мастер-класс], [сайт]. - URL: https://урок.рф/library/masterklass_chto_takoe_krossens_125335.html (дата обращения: 23.03.2020). - Текст: электронный.