Я - учитель русского языка и литературы с педагогическим стажем 43 года. В последнее время у детей есть проблема с чтением, потому словосочетание «читательская грамотность» все чаще звучит в нашей жизни. Почему? Цифровизация, быстрое развитие it-технологий заполнили жизни наших детей. Несмотря на это наши дети должны читать, они же дают выпускные ОГЭ и ЕГЭ… А там без чтения никак. Грамотность чтения – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятель ности в школе, у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте,
определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию
в тексте, формулируют на сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают
учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или
с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей
нужно учить:
•различать свой личный опыт и реальность текста;
•отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
•перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
•работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь
самостоятельно;
•собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных
предложениях;
•переформулировать вопрос и сообщения текста;
•использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
•выражать свои мысли письменно.
Так какие же есть приемы смыслового чтения?
"Мозговой штурм"
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
•"Глоссарий"
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут
быть связаны с текстом.
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
•"Рассечение вопроса"
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его
заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
•"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по
абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
•"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
•"Чтение с остановками"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
•"Читаем и спрашиваем"
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует
выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –
отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
•"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
•"Синквейн"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного
текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы
Прием «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или
несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.
Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
•Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в
нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное
количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Творческое чтение.
•Приём «Маркировка».
Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на
мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется
прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.
•Прием «Выделяем существенные признаки»
Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его
признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.
Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной
атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха». Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное
•Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5
классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. В моей работе эти творческие приемы очень помогают и не раз выручали при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.