20-09-2024
Балеевских Светлана Мансуровна
воспитатель Филиала МАДОУ "Детский сад 70"-"Детский сад 41" города Первоуральска
Актуальность проекта
Важнейшими задачами нашего общества являются: защита жизни и сохранение здоровья детей, обучение их правилам безопасного поведения, формирование гуманистических основ личности.
Дошкольников нужно не только обучать безопасному поведению на дорогах, улицах, перекрёстках, но продолжать их воспитывать культуре поведения в общественных местах.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы и методы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Поэтому проект построен на сказках и сказочных историях, так как сказка легко воспринимается дошкольниками. Дети обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизнь и здоровье. Соблюдать правила – значит, уважать других участников дорожного движения.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие пока качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей на поиск новых, более совершенных форм совместной работы в решении данного вопроса.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за длительный период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родитВхождение в проблему проекта (Модельтрех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение возникших вопросов);Обсуждение целей по данной теме;Обсуждение стратегии информационно-практического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий;Закрепление правил безопасного поведения детей на улице и в транспорте.(См. приложение № 1);Знакомство и закрепление загадок, считалок, стихотворений по данной теме.
(См. приложение № 2); Цикл бесед: "Безопасное поведение на улице и в транспорте", " Транспортный мир","Знаки на дорогах".
Познавательно - тематические мероприятия.Настольно - дидактические игры:"Транспорт", "Прогулка по городу", "Слушай внимательно", "Собери автомобиль", "Дорожная азбука", "Да - нет", "Внимание! Дорога!", "Угадай по описанию", "Веселый светофорчик", "Знаки дорожные, совсем не сложные".Сюжетно - ролевые игры: "Водители, Гараж, Дорожная полиция, Автошкола" Подвижные игры: "Красный, желтый, зеленый", "Бегущий светофор", "Водители и пешеходы", "Стой", "Конь - огонь", "Чье звено скорее соберется?", "Цветные автомобили", "Самолетики", и др.Игры малой подвижности: "Тише едешь – дальше будешь…", "Море волнуется и др.
Игровые упражнения: "Знаки дорожные, совсем, совсем не сложные", "Дорисуй светофоры правильно", "Весёлое - автомульти", " Найдите две шины с одинаковым рисунком протектора". (См. приложение № 4)Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, познавательное мероприятие
"Путешествие Незнайки"
Экскурсия "Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов". (См. фото – приложение № 5) Чтение: В. Семернин "Запрещается - разрешается"; С.Михалков "Бездельник светофор" сказка,
О. Бедарев "Азбука безопасности";
Н. Носов " Автомобиль", "Приключения Незнайки";
А. Усачев "На неведомых дорожках…" сказочные истории. Разучить стихотворение С. Михалков "Должен помнить пешеход: перекрёсток – переход";
Разучить песню "Дорожный знак".
Разучить загадки, пословицы, считалки.
Театр:
Сочини сказку "Если бы я…".
Совместная деятельность детей с педагогом Художественное творчествоРисование. "Мой любимый вид транспорта". "Какие автомобили привозят продукты в магазин", "Дорожные знаки". "Путешествие по улицам города". Аппликация "Сигнальные карточки", "Автомобили специального назначения".
Коллективная работа "Новый микрорайон".
Лепка из пластилина и соленого теста. "Знаки на дорогах". "На чем я путешествовал", "В гостях у сказки".Продуктивная (конструктивная) деятельностьСоздание макета светофора.
Создание макета Микрорайона.Создание моделей машин.
Из строительного конструктора или мозаики строим дороги, переезды, перекрестки, машины. Создание модели из бросового материала (коробочки из под сока, из салфеток и др.) "Транспорт",
Создание модели: "Автостоянка", "Гараж", "Автозаправка".Изготовление дидактических игр: "Опасно - неопасно", "Собери автомобиль", "Загадочный знак ", "Дорожный лабиринт", "Прочитай знак", "Путаница" и др.
Задания для исследований и наблюдений:
Задание 1. На перекрёстке дорог ул. Ленина и
ул. Инженерная пешеходный переход (в течении15 минут), кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети?. Задание для родителей и детей.
Задание 2. У пешеходного перехода школы N2. Сколько водителей нарушило ПДД в течении 15 минут. Задание для родителей и детей.
Задание 3. У пешеходного перехода в районе магазина и аптеки ул. Ленина. Водители, каких транспортных средств чаще нарушают ПДД? Личного или общественного?
Смотр – конкурс на тему: "Зелёный огонёк"
(дорожная безопасность) .
Результат проекта:
«Ребенка обучи - дашь миру человека». В.Гюго.
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
* Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (познавательную, игровую, художественную);
* Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на поведение сказочных героев, обсуждение, а как бы я поступил в данной ситуации. Дети с желанием и интересом рассматривали и изучали познавательную литературу, охотно делились информацией дома с семьей;
*Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в игровой и образовательной деятельности детей;
* Проведенный мониторинг знаний детей показал, что у детей старшей группы систематизировались, имеющиеся знания о правилах дорожной безопасности, о поведении в транспорте и на улице; научились различать и называть знаки: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные и некоторые знаки сервиса;
* У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к разным играм;
* В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников;
* Родители принимали активное участие в реализации данного проекта;
* Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить членов семей и коллектив родителей группы.
Приложение № 1
Правила поведения на дороге
По статистике, каждое десятое ДТП в Российской Федерации происходит с участием детей. Ежегодно в авариях погибает около 1500 юных граждан, а еще гораздо большее их число получают серьезные травмы, некоторые из которых впоследствии становятся причинами инвалидности.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
• нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
• неподчинение сигналам светофора (11,8%);
• неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
• игра на проезжей части (4,2%);
• неумелое управление велосипедом (3,0%).
Правила поведения на дороге в различных ситуациях
• Играть следует там, где нет движения транспорта: на детских площадках, в парках, во дворах, на стадионах в скверах, на лужайках, во дворах.
• Следует избегать игр в близи дороги.
• На самокатах, роликах, коньках следует кататься там, где нет движения транспорта.
• Детям до 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть.
• Во дворах домов следует избегать игр там, где возможен проезд транспорта.
• Входить и выходить из транспорта можно только после полной остановки транспортного средства.
• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
• Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
• Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
• В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.