Опубликованные материалы

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

25-12-2024

Цаплина Ольга Витальевна

 

 Воспитатель

Одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках ФГОС-это формирование исследовательских способностей дошкольника. Чтобы выжить в современном мире, который так динамичен и быстро меняется, современный человек должен постоянно проявлять поисковую, исследовательскую активность. В партнерстве со взрослым осваиваются разнообразные виды деятельности, от которых во многом зависит развитие ребенка дошкольного возраста- это восприятие художественной литературы, продуктивная и игровая деятельность. Но также немало важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, которая является основой в поисковой деятельности детей, в спонтанном экспериментировании ребенка. Особенно в познавательно-исследовательской деятельности у ребенка есть возможность удовлетворить присущую ему любознательность: почему, зачем, как устроен мир. В познавательно-исследовательской деятельности ребенок начинает практиковать причинно-следственную, пространственные и временные связи между предметами или явлениями. Все это позволяет ребенку расширять и упорядочивать свои представления об окружающем его мире, достигать высокого умственного развития. Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребенка, с помощью ее можно так же решить следующие задачи:
формировать предпосылки поисковой деятельности
с помощью взрослого, а затем самостоятельно, развивать умения определять возможные методы решения проблемы
формировать коммуникативные навыки
развивать умение применять и использовать различные знакомые методы, которые способствую решению поставленной задачи
Познавательно-исследовательская деятельность, бесспорно, является одним из эффективных способов развития потенциала личности ребенка. Существует несколько этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста (с позиции личностного развития):
Первый этап характеризуется проявлением любопытства
Второй этап характеризуется восприятием окружающего мира (резкое увеличение его осмысленности)
Третий этап характеризуется приобретением наглядно-образного мышления и воображения
Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности (используются разные приобретенные способы действия)
Пятый этап характеризуется тем, что основным мотивом действительности становится познавательный, а не практический.
В экспериментировании, без подготовительных этапов в младших группах, невозможно отобразить суть данной деятельности, которая должна приобрести черты и формы в старшем дошкольном возрасте. В каждой группе должны быть «уголки экспериментирования», наполненные различным оборудованием, соответствующим возрасту. Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо вызвать интерес ребенка к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (сюрпризный момент, тайна, ситуация выбора); предложить доступный для возраста материал в соотношении известного и неизвестного; дозировать степень активности взрослого (в младшем дошкольном возрасте-взрослый-непосредственный участник, а в старшем дошкольном возрасте-советчик, ориентир в выборе деятельности), необходимо с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам дошкольника.
При реализации образовательной программы необходимо развить у ребенка умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы; сформировать исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты), умение делиться своими наблюдениями и выводами; сформировать познавательную, нравственную и социальную сферу личности ребенка; способствовать развитию речи, пополнения словаря и обогащению памяти. Работая системно по данному направлению, можно развить критическое мышление, память, внимание, самостоятельность, познавательные и творческие способности, развить коммуникативные навыки; достичь качественных результатов при выпуске в школу.
Элементарный образ мира и отношение к нему должен быть сформирован у каждого ребенка:
Познавательный- «мир полон тайн и загадок, я хочу узнать и разгадать их»
Бережным- «мир прекрасен и нежен, его нужно охранять, ему нельзя вредить»
Созидательным- «я хочу сохранить и приумножить эту красоту»
Важно помнить, что процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем, это отношение будет определять на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на разрушение или на созидание. И что бы мы ни рассказывали ребенку, чем бы мы ни занимались с ним, этот процесс всегда будет формировать отношение ребенка к миру.

Поиск