Опубликованные материалы

Педагогический проект «Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

01-10-2024

Мария Сергеевна Чобану

 

 Воспитатель

Педагогический проект «Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно-познавательный
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май).
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.
Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно, и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются, скудный словарный запас и грамотное построение речи, что резко ограничивает их общение с окружающими людьми.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Задачи совместной работы:
• создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
• обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
• повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
• целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
• познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе
Формы и методы:
- словесный (беседы, обмен информацией, чтение литературы, консультации).
- наглядный (папки-передвижки, консультации для родителей, изготовление буклетов).
- практический (создание альбома «Копилка слов», календаря по чтению художественной литературы «Читаем вместе»)
Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:
• групповые собрания;
• наглядная агитация (папки-передвижки, методическая литература);
• индивидуальные беседы;
• викторины, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
• оказать помощь родителям в повышении речевой компетентности, заинтересовать их данной темой;
• родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
• установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
• сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности.

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов
Первый этап – организационный (подготовительный)
• Определение цели и задач проекта.
• Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
• Разработка плана для реализации проекта.
На собрании в начале года «Развитие речи детей 5-6 лет» Логопед познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.
С помощью анкетирования были получены следующие результаты:
59 % родителей не представляют, какую работу по развитию речи проводят воспитатели дошкольного учреждения;
71 % родителей считают, что работа по развитию речи это забота воспитателей;
29 % родителей считают, что работа по развитию речи производится совместно воспитателями и родителями;
75 % родителей не имеют знаний в области развития речи, основываются на свой жизненный опыт;
85 % очень редко читают своим детям литературные произведения (реже 2 – 3 раз в неделю).
В ходе беседы с родителями выявилось их слабое понимание в вопросе развития речи детей, что помогло мне разработать план для реализации проекта дальше.
Второй этап практический (реализация намеченных планов).
1. Совместная работа воспитателей и родителей.
— Консультация «Развитие речи детей».
— Рекомендации по артикуляционной гимнастике, комплекс упражнений
— Индивидуальные беседы.
—Изготовление еженедельных буклетов по развитию речи детей, согласно тематическому планированию «По дороге домой»
- Совместный выпуск газеты «Лучики»
— Внедрение календаря по чтению художественной литературы «Читаем вместе»
2. Практическая работа с детьми по плану реализации проекта
— Введение элементов Детской журналистики в образовательный процесс.
— Каждодневная работа по развитию речи детей через: дидактические игры; подвижные игры; чтение художественной литературы; театрализованную деятельность.
Третий этап заключительный
• Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы.
• Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей»
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Поиск