30-11-2025
Гритчина Ольга Николаевна
музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад № 22"
" Музыкальное развитие детей дошкольного возраста, что важно знать "
У современных людей есть множество возможностей изучать наследия мировой культуры. Сейчас не обязательно идти в концертный зал или театр, чтобы посмотреть или послушать шедевры мировой классики. Но многие не любят, а другие равнодушны. Почему так? А потому что этот вид искусства не является элементарным. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Известно, что ребенок усваивает речь находясь в человеческом обществе. Если он изолирован до 3 лет от общества, то после ему будет сложнее научиться говорить. Музыкальный язык имеет общую с речи интонационную природу, он также должен усваиваться с детства.
Еще не в столь далекие времена музыка была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети не смотря на разницу сословий получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные матери, народную музыку, на которой он рос. Все народные праздники сопровождались пеним, танцами, звучанием народных инструментов. В богатых семьях дети часто слышали музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицировали было широко распространены.
Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви в атмосфере всеобщего внимания музыкальные эмоции углублялись и усиливались. итоге ребенок получал эстетически ценные впечатления.
В каждую историческую эпоху в музыке отражался круг образов, тем, интонаций.
В творчестве Баха строгость и возвышенность мелодий. творчестве Чайковского, "Могучей кучки" - любовь к Родине, красоте родной природы. Современная классическая музыка конфликтна, полна острых звучаний.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной, накапливает опыт восприятия музыки различной по стилю. В дошкольном возрасте стереотипы вкусов и мышления еще не сложились, поэтому как можно чаще надо слушать разную музыку. В дальнейшем узнавание знакомых интонаций вызывает положительные эмоции. Репертуар, который используется формирует отношения к музыке.
К слову репертуар должен быть высокохудожественным и доступным. Но сейчас репертуар обедняется и используется постоянно новый и малодоступный.
Музыкальное воспитание детей происходит не только на занятии, но и в режимных моментах, самостоятельной деятельности. И правильная музыка может правильно настроить детей на тот или иной вид деятельности.
Для начала рассмотрим строение музыкального занятия. Музыкальное воспитание делится на 5 видов деятельности:
* Восприятие
* Пение
* Музыкально-ритмические движения
* Игра на музыкальных инструментах
* Музыкальное творчество (песенное, танцевальное, игровое, элементарное музицирование)
Восприятие - это не только слушание специально приготовленных произведений, но и слушание и обсуждение песен, музыки для танца и оркестра, которые вы будете разучивать с детьми.
Дети в младшей группе воспринимают образы спокойные, светлые, радостные, грустные (Бах, Вивальди, Моцарт, Шуберт). Музыка должна быть изобразительной (природа, игрушка, животные, птицы). Предлагать тревожную и мрачную музыку не стоит. Дети хорошо воспринимают хорошо народную музыку, на ритмическую (танец, марш) реагируют непроизвольным движением. Знакомит со звучанием народных инструментов (дудочка, свистульки, гармошка)
Средняя группа важно усвоить понятия марш - музыка под которую идем, танец (вальс - музыка спокойная, плавная, под нее мы кружимся, полька - веселая, озорная мы под нее подпрыгиваем). Инструменты симфонического оркестра (скрипка, труба, барабан).
Старшая группа - доля изобразительной музыки уменьшается. Хорошо слушать "Детский альбом" П.И. Чайковского (Марш деревянных солдатиков, Вальс, Новая кукла, Болезнь куклы, Русская пляска, Баба Яга), М.Мусоргского ("Танец невылупившихся цыплят", "Баба Яга"). В песни дети могут выделить запев и припев.
Подготовительная группа - закрепляются все полученные знания и расширяются знания о симфонической музыке. Римский-Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане","Петя и волк" Прокофьева. Знакомство с органной музыкой.
Пение
В младшей группе первая проблема - это скромные фонетические и лексические возможности развития речи. Небольшой диапазон и невозможность передавать сложные ритмические рисунки не дают давать сложный репертуар. Песни с образной характеристикой запоминаются намного лучше (Киска, Цыплята) и на первом месте по доступности идет фольклор (Петушок, Василек, Зайка ты, зайка и др.).
Средняя группа песни для второй младшей группы уже используются для подыгрывания на музыкальных инструментах. Текст в песнях должен содержать больше гласных и звонких согласных, темп не быстрый, чтобы каждый ребенок успевал его пропевать.
Старшая группа - песни для младшей группы переходят в категорию "распевок" перед основным пение. Песни усложняются по мелодике, но поется не более 3 куплетов.
Подготовительная группа - народные песенки попевки (# колядки) не сложны для воспроизведения, поэтому могут широко применяться. Но даже в подготовительной группе не стоит брать много произведений для изучения. Репертуар должен периодически повторяться и вспоминаться.
Музыкально-ритмические движения - подразделяются на 3 части:
1. Упражнения - служат для ознакомления базовых движений и закрепления определенных навыков.
2. Танец - основывается на знакомых движениях, изученных ранее в каждом новом танце не может быть больше 2-3 новых движений. Здесь использование классики не ограниченно. Доля народной и классической музыки может быт здесь увеличена. Танцевальная музыка создавалась на протяжении разных эпох и доступна даже для малышей. Легче для танца усваивается музыка со словами, но не стоит приучать детей ориентироваться только на слова. Это лишает их творческой мысли. Давайте иногда возможность самим проявить себя.
3. Музыкально-дидактические игры - формируют и закрепляют навыки и умения приобретенные в упражнениях, восприятии, танцевальных композициях. Сюда относятся хороводы, которые дают возможность детям проявить себя в имитационных движениях.
Игры на музыкалных инструментах.
Музыкальные игрушки и инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков (движется мелодия вверх или вниз, стоит на месте) и ритмические представления (соотношение длительности звуков. Ударные инструменты помогают вырабатывать чувство ритма и тембровые представления. Знакомить начинаем с контрастных по тембру инструментов (дудочка и колокольчик). Обучение начинается с группы ударных инструментов (Барабан, бубен, погремушка) на основе марша. Доступность репертуара определяется яркостью музыкального образа, небольшим диапазоном, непродолжительностью. Фольклор лучший репертуар для начала ознакомления игры на инструментах (Петушок, Солнышко, Василек и др.) Современные композиторы тоже пишут музыку доступную для оркестра (Андре воробей, Оркестр для мам исп. Ю. Силиверстова, А. Евтодьева)
Творчество.
Творчество для детей очень важно. Их нельзя держать в постоянных жестких рамках. Ведь во ФГОСах написано, что мы должны лишь направить и наблюдать за действиями детьми. Вот в этой деятельности на и надо лишь наблюдать, давать задачи и иногда корректировать ребенка. Свободу творчества можно проявить в свободных моментах. Для этого вам нужно только включить в группе музыку и спросить, а не хотят ли дети потанцевать? Или если эта знакомая песня они сами начнут петь ее без вашей подсказки.
