Опубликованные материалы

«Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах». Экзерсис у станка .

24-11-2024

Одина Юлия Викторовна, Руденко Наталья Николаевна

 

 педагог, концертмейстер МБУ ДО ДХШ им. М.М.Плисецкой г.о. Тольятти

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская хореографическая школа имени М.М. Плисецкой
городского округа Тольятти


Одина Юлия Викторовна
Руденко Наталья Николаевна


«Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах. Экзерсис у станка"


Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер.
На занятиях хореографии у учащихся формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Уроки классического танца – это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа Музыкальная тема и ее интонации должны соответствовать характеру задания. В этом случае у учащихся возникает творческая увлеченность.
Высокий художественный вкус преподавателя и концертмейстера должны обогащать, повышать трудоспособность и творческую активность учащихся. На уроке важно добиваться того, чтобы учащиеся слышали характер, тему, тональность и ритм, а так же пытались пропеть музыку движениями тела. Очень важно, чтобы музыка каждого учебного примера соответствовала хореографии.
Поскольку целью настоящей работы является помощь начинающим педагогам- хореографам и концертмейстерам.

Структура и музыкальная композиция урока классического танца
Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. Он складывается из одних и тех же движений, следующих в определенном порядке. Эта система, разработанная А.Я. Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела.
Упражнение у станка, а затем на середине зала выполняются поочередно с правой и левой ноги в следующем порядке:

1. Plie
2. Battements tendus
3. Battements tendus jetes
4. Ronds de jambe par terre
5. Battements fondus
6. Battements frappes
7. Ronds de jambe en l`air
6. Petits battements
7. Adagio
8. Grands battements jetes

Результатом работы по подбору произведений для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно -дивертисментная музыкальная композиция, таких авторов , как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер и другие.
Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна тоже соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений.
Например, plie, demi-plie, grand plie (фр.) – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды. Значит, музыкальное сопровождение будет иметь плавный, мягкий характер в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Battements tendus (battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок).
Музыкальный размер – 2/4, 4/4. Battements tendus (battements tendus jetes) – резкий маленький бросок ноги. В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Если Battements fondus исполняется в одной композиции с battements frappes, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, с переходом в резкий
Для успешной деятельности концертмейстера необходимо четко понимать особенности метроритмической организации хореографического и музыкального материала, применяемого на уроке классического танца, уметь создать эмоциональную атмосферу в классе. Музыкальный размер, метроритмическая структура, нюансы, мелодия, гармоническая составляющая аккомпанемента имеют важнейшее значение. Музыка должна быть четкой, понятной, должны присутствовать динамические оттенки, фразировка должна быть обозначена. В этом случае гарантирована успешная деятельность концертмейстера.

Список литературы

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2005.
2. Безуглая Г.А. «Концертмейстер балета» Изд. «Академия русского балета», 2005.
3. Безуглая Г.А. «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. - СПб: Изд. «Планета музыки», 2015.
4. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность/Л.Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987.






Поиск