12-12-2025
Вакуленко Ирина Борисовна
преподаватель КППО ИРТСУ ЮФУ
Тема: «Великая война – великая Победа»
Вид урока: обобщение и систематизация знаний
Формы работы студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная
Тип урока: Путешествие во времени.
В результате изучения темы студенты должны:
-знать основные события Великой отечественной войны, характеризовать различные аспекты жизни - в тылу. на фронте, на временно оккупированной территории, приводить примеры героизма советских людей в тылу и на фронте, выделять сущностные черты событий 1941-45 гг., определять их значение
Ход занятия:
Наше занятие посвящено одной из самых трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной странице истории нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941 – 1945 годов.
В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы.
22 июня 1941 года нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего…Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её надо вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну.
Тяжёлые поражения в начале войны, огромными усилиями разгром врага под столицей нашей родины - Москвой. 1942 – тяжёлые потери в новых крупных сражениях, враг двигается в глубь страны, занимая советские города, неся с собой разорение и смерть. Выдержав 2 страшных года в 1943 году СССР сумел добиться в ходе войны коренного перелома. Разгром врага под Сталинградом и Курском, форсирование Днепра. 1944 – освобождение русских территорий от оккупации, а также западных от фашистских захватчиков. И, наконец, победный 1945 год – Этот день победы – со слезами на глазах.
ХОД занятия
Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Напишите «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (примерные ответы: война, 22 июня, День Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина).
1. Какие территории были присоединили к СССР в 1939 г? (Западная Украина и Белоруссия).
2. Когда и какими действиями началась Вторая мировая война? (1сентября 1939г., Германия напала на Польшу).
3. Что такое “Барбаросса”. (План Германии - нападения на СССР).
4. Когда был утверждён этот план? (18 декабря 1940)
5. Верховный Главнокомандующий Красной армией с 8 августа 1941 г. (И.В. Сталин).
6. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне? (27 млн. чел.)
7. Начало блокады Ленинграда? (сентябрь 1941 г.)
8.Битва под Москвой? (30 сентября-5 декабря 2941 г.)
9. Два самых крупных сражения в В.О.В.? (Сталинградская, битва за Берлин)
10. Открытие Второго фронта в Европе. (6 июня 1944 г).
11. Кто руководил обороной Ленинграда? (Г.К. Жуков).
12.Как Вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Сталина?
В ходе любых войн часто применяется метод кодировки планов ведения сражений. Ваша задача – разведать и дать расшифровку кодовым названиям операций, назвать советская и немецкая та или иная операция.
1) “Тайфун”. (Московская операция - немецкая)
2) “Уран”. (Сталинградская операция - советская )
3) “Цитадель”. (Курская операция - немецкая)
4) “Багратион”. (Белорусская операция - советская)
5) “Кремль» (операция на южном направлении –дезорганизационная – немецкая)
6) «Ост» (Захват России и превращение её в сырьевой придаток Германии)
А сейчас мы с вами обратимся к очевидцам тех далёких событий. Ваша задача узнать о каком событии идёт речь?
1) Из дневника убитого немецкого офицера: “1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие… 11 сентября. Безрассудное упрямство… 13 сентября. Дикие звери… 16 сентября. Это не люди, а черти… 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком”.
(Наступление немецких войск под Сталинградом)
2) Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С. Чуянова: Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…
(Разгром немецких войск под Сталинградом)
3) Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.
Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…
…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.
( Блокада Ленинграда)
4) Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова.
«Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины. Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой, буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его “тигры” и “пантеры”, лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь. В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага… Острие танкового клина противника было сломлено.»
(Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой).
А сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. Сейчас на экране вы увидите портреты советских военачальников. Вы должны сказать, как их зовут.
1) Георгий Константинович Жуков 2) Конев Иван Степанович 3) Рокоссовский Константин Константинович 4) Василевский Александр Михайлович
Без знания дат – историю не знать. И культуру тоже нужно уважать.
Задание командам – соотнести даты и события, автора и произведение.
1) Д. Шостакович А) “Василий Теркин”
2) А. Александров Б) Седьмая симфония
3) М. Шолохов В) “Родина-мать зовет!”
4) И. Тоидзе Г) “Они сражались за Родину”
5) А. Твардовский Д) “Священная война”
(1б, 2д, 3г, 4в, 5а)
1. Подписание советско-германского
договора о ненападении. а) июль-август 1945 г.
2. Сталинградская битва. б) 23 августа 1939 г.
3. Постдамская конференция в) июль-август 1943 г.
4. Прорыв блокады Ленинграда г) июль 1942 – февраль 1943
5. Битва под Москвой. д) декабрь 1941 года
6. Курская битва. е) январь 1943 г.
(1б, 2г, 3а, 4е, 5д, 6в)
1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два плана?
Каких? (Барбаросса и Ост)
2. В 1941 году в снабжении Красной Армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с»: спирт, сало и …» Что ещё? (сухари)
3. В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны №227, который получил среди военнослужащих название … Какое? («Ни шагу назад»).
4. Для руководства им был создан Центральный штаб во главе с Пономаренко. Их самоотверженная служба сыграла большую роль в достижении победы? Чем он руководил? (партизанским движением)
5. В июне 1944 года союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта на западе)
6. Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского слово это означает «череп». Что это? ( Каска)
7. Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причём делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (американскую и английскую тушёнку)
8. В тёплое время года советские солдаты свёртывали её в трубочку и носили через плечо, на привалах её использовали и как подушку, и как одеяло. Её называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)
Последний бой – он самый сложный, трудный, но после него наступает победа. Каждая команда получит вопросов, ваша задача – как можно больше дать правильных ответов.
1 команда.
1. Какое сражение было самым крупным в 1945 году в Великая Отечественная война? (Битва под Берлином)
2. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (генералиссимус)
3. Героями на войне становились не только люди, но и целые города, героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)
4. Сколько лет назад завершилась Великая Отечественная война? (64 года)
5. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья? («Центр»)
6. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (боевая техника: танки, самолёты)
7. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Водрузили знамя По
