Опубликованные материалы

Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному воспитанию «Играй, звучи, казачий край»

09-06-2025

Шарикова Татьяна Михайловна

МБДОУ ДС №6 "Сказка"




Методическая разработка
образовательной деятельности
по музыкальному развитию на тему:
«Играй, звучи, казачий край»
для детей старшей группы

Музыкальный руководитель:
Шарикова Татьяна Михайловна



МБДОУ ДС №6 «СКАЗКА»
г. Белая Калитва
Ростовская область





ЦЕЛЬ: приобщать детей к игре на народных музыкальных инструментах, сохраняя обычаи и традиции казаков.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-расширять знания детей о народных музыкальных инструментах
-освоение игры в ансамбле, в оркестре, импровизируя на народных музыкальных инструментах
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности детей,
способствовать развитию мышления, фантазии, музыкального слуха,
чувства ритма
Воспитательные:
-уважать человека, умеющего играть на музыкальных инструментах
Методы и приемы: визуализация образов, беседа, наводящие предложения, пояснения, проблемные вопросы; наглядно-образный, наглядно-зрительный, наглядно-слуховой и практический метод музыкального развития детей; игровое перевоплощение, моделирование проблемной ситуации; приём игрового взаимодействия.
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Оборудование:
• декорации казачьего быта: «курень», «плетень», «кухонная утварь»
• музыкальные инструменты: гармошка, скрипка, балалайка, свистульки
• ноутбук, экран, проектор, презентация

Дети входят в горницу с декорациями казачьего быта.
♫ Звучит грамзапись песни «По Дону гуляет»
Музыкальный руководитель.
Мы с вами в казачьей станице. Вот так же жили ваши пра-пра-прадедушки и бабушки. Казачки растили детей, а казаки защищали родину. Но было у них одно общее - праздники. Ни один праздник не обходится без музыкальных инструментов. Казаков, которые умели играть на каком – либо инструменте очень ценили, их с радостью приглашали в гости в любой дом. Откуда же появились музыкальные инструменты?
Смотрите–свистульки. Их изготавливали из веточек деревьев, вынимая серцевинки проделывая в них дырочки. Давайте поиграем на них.


♫ Звучит «Как у нас было на Дону» (дети импровизируют, играя на свирели).

Музыкальный руководитель. а вот ещё один народный инструмент. Отгадайте загадку: сама не ест, а всех кормит.
Дети: Ложка.
Музыкальный руководитель. Правильно. Звонкие, резные ложки расписные.
Эх, топну ногой, да притопну ножками,
Развесёлый у нас будет танец с ложками!

♫ Танец с ложками

Музыкальный руководитель. А еще из дерева изготавливали вот такие трещотки. «Чем громче звук, тем лучше - всю нечистую силу распугаем»- считали казаки.

♫ Дети играют на трещотках под песню «Эх, донские казаки»

Музыкальный руководитель. Скажите, ребята, а как этот инструмент называется?
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны…
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша… балалайка!

♫ Звучит балалайка (дети рассматривают)
Балалайка – непременный участник казачьих гуляний, этот инструмент струнный.






♫ Звучит гармошка
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её?... Гармонь

Любили казаки слушать и плясать под гармонь. Гармонь играет за счёт давления воздуха. Послушайте, как звучит гармонь.
Музыкальный руководитель. А, знаете, казаки могут играть и не только на музыкальных инструментах. Любая хозяйственная утварь, будь то кастрюля или чугунок, крышка или рубель для глажки белья. Всё для музыкантов пригодится! Выбирайте себе музыкальный инструмент!

Давайте и мы с вами устроим праздник:
казаки играют в оркестре, а казачки пляшут.
♫ Дети исполняют «Барыню»


Музыкальный руководитель. Вот и подошла к концу наша экскурсия в горницу, много нового и интересного мы с вами сегодня увидели, поиграли на музыкальных инструментах!

Поиск