Критериями, определяющими уровень воспитания личности школьника, явились:
1) отношение к себе и окружающим, отношение к нему людей, общества, жизненные цели;
2) осознание человеческих прав, своей значимости, нравственности, моральных ценностей и уважения их в себе;
3) доброта, справедливость, взаимопомощь и взаимная поддержка, совесть, дружелюбие, любовь к Родине, любовь к ближнему и забота о близких.
Первый критерий - мера педагогического воздействия на личность школьника.
Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания школьников; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по отношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
Второй критерий - мера реализаций условий воспитания - связан с учетом особенностей среды. Он состоит из следующих показателей: морально-психологический климат коллективов; морально-психологическая атмосфера семей; круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг их неформального общения.
Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Мы выдвинули следующие его показатели: действенная реакция, эмоциональная реакция, словесная реакция.
Первая реакция, которая возникает у школьников - эмоциональная.
Действенная реакция особенно ценна тем, что она характеризует интериоризированный школьником результат педагогического воздействия, который проявляется на основе осмысления воздействия и выработки соответствующей установки.
Чем выше мера воздействия, тем адекватнее будет восприятие и тем эффективнее единичное взаимодействие и процесс духовно-нравственного воспитания в целом.
Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа на базе ГБОУ «Гимназия «Диалог».
Экспериментальная группа в количестве 20 человек была составлена из учащихся 3 «А» класса, контрольная группа в количестве 19 человек из учащихся 8 «А» класса.
1 этап - констатирующий эксперимент.
Цель данного этапа - выявить уровень сформированности духовно-нравственного воспитания.
2 этап - формирующий эксперимент.
Цель данного этапа - разработать методы и приемы, способствующие развитию духовно-нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности.
3 этап - контрольный эксперимент.
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д. Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем её развитии, о высоком смысле её трудовой и общественной деятельности. Уровень духовно-нравственной воспитанности - это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Цель: выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Таблица 1 - Диагностика уровня духовно - нравственного воспитания по первой методике
Показатель
Методика
Уровни
Уровень сформированности нравственных понятий
Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся. (А.А. Савчук)
Высокий уровень – учащиеся демонстрируют полное понимание нравственных понятий, без затруднения способное объяснить значение слов. Средний уровень – поверхностное понимание нравственных понятий, затрудняются в определении того или иного понятия. Низкий уровень – не могут дать определение нравственным понятиям.
Таблица 2 - Диагностика уровня духовно - нравственного воспитания по второй методике
Показатель
Методика
Уровни
Нравственная самооценка
Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева)
Высокий уровень нравственной самооценки от 34 до 40 баллов Средний уровень – от 16 до 33 баллов Низкий уровень – от 10 до 15 баллов
Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств осуществлялась в 3«А» и 8«А» классах на основе методик разработанных А.А.Савчук, Л.Н.Колмогорцева. Данные методики адаптированы для использования среди школьников. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся (Приложение 1) проводилась индивидуально.
В ходе проведения данной диагностики учащимся предлагалось дать определение следующим словам: добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина. Уровень сформированности нравственных понятий оценивался по балльной системе, за каждый правильный ответ ученик получал 1 балл. В результате проведенной диагностики уровня сформированности нравственных понятий были полученные данные, которые подверглись дальнейшей обработке и анализу. Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 1).
Анализ данного протокола позволил выявить уровни сформированности нравственных понятий у младших школьников. Количественные результаты данной диагностики представлены в таблице «Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у школьников».
Таблица 3 - Результаты диагностики уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
Уровень
Экспериментальная группа
Контрольная группа
количество
%
количество
%
1
Высокий
5
25%
5
26%
2
Средний
12
60%
12
63%
3
Низкий
3
15%
2
11%