Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое развитие
Форма проведения: образовательная деятельность
Цель: Формировать у детей положительное эмоциональное отношение и уважение к людям разных национальностей ;интерес к истокам национальной культуры
Программные задачи
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей , заботиться о них. отношение и толерантность к людям разных национальностей, населяющих Поволжье, их обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам.
- воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к друзьям, окружающему,
- воспитывать желание быть добрым, отзывчивым и милосердным.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей; развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение объяснять свои действия, воображение, инициативность;
- Развивать детское творчество в продуктивной деятельности.
Образовательные:
-Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья
-Поддерживать познавательный интерес к родному краю.
Предполагаемый результат: умеют поддерживать беседу о….,высказывать свою точку зрения, с интересом участвуют в игре.
Предварительная работа: знакомство с народами Поволжья,– чувашами и башкирами, рассматривание национальных костюмов, быта
Методические приемы:
Словесные: указания, поощрения, вопросы к детям, повторения, хоровые и индивидуальные ответы детей, художественное слово
Наглядные: показ и рассматривание слайдов, сюрпризный момент.
Словарная работа: карта-путеводитель, маршрут.
Предшествующая работа: беседа по теме, игры , были использованы знания детей , полученные на предыдущих занятиях .
Оборудование: вертолет, колоски, картинки с изображением татарских национальных блюд, стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, гирлянда, музыкальная шкатулка, лего- конструктор.
Ход образовательной деятельности
1.Вводная часть
Воспитатель: Мне друзьям сказать не лень.
Здравствуйте и добрый день!
- Ребята, в какой стране мы не жили бы, как бы не отличались наши традиции, в культуре общения, при встрече самое первое и самое главное - это приветствие.
- Давайте встанем по кругу, взявшись за руки. Я передам вам свою дружбу через рукопожатие и она пойдёт от меня к Артуру, к Ане и т. д. и снова возвратится ко мне.
- Чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей! Правильно говорят: «В дружбе - сила!»
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, что за звук, что летит? (ответы детей). Как вы думаете ребята, кто прилетел к нам? (ответы детей).
Видеозапись №1 “Мальчик по имени Дуслык просит о помощи”
Воспитатель: Это мальчик по имени Дуслык. Он хотел навестить своих друзей, но ветер и снег, помешали приземлиться ему. И он не смог найти своих друзей. Ребята, как вы думаете, как нам помочь мальчику Дуслык? (ответы детей)
Воспитатель: Может нам нужна карта - путеводитель?
Воспитатель: Мальчик Дуслык хочет, чтоб мы отметили на карте – путеводителе его друзей. Поможем мальчику Дуслык? (ответы детей)
Слайд №2. Карта - дублер на экране
- А теперь внимание на экран. На карте путеводителе указан маршрут. Сейчас я, лазерной указкой проведу по маршруту, а вы запоминайте.
Работа на экране
Воспитатель: Ребята, но не все так просто. Проказница Зима, не только сугробы наметает и за щеки щипает, но успела и к нам залететь. Она спрятала всех друзей и нам придется постараться, чтоб их найти. Надеюсь проказы Зимы вас не напугали? Тогда вперед, по заданному маршруту.
Видеозапись №2 «Задание 1»
(Зима говорит что, надо одеть кукол в национальные костюмы и назвать их правильно) Д/и «Одень куклу в национальный костюм и назови правильно»
Воспитатель: Давайте, оденем куклы в национальные костюмы.
Видеозапись №3 «Задание 2»
(Зима говорит, что надо внимательно посмотреть и найти подсказку)
Воспитатель: Ребята, здесь какой конверт.
Давайте узнаем, что там (ответы детей).
- В конверте лежат картинки. Вам нужно найти предметы в русской избе, которые нарисованы на ваших картинках. (Дети находят предметы, а воспитатель рассказывает об их назначении).
1. Прялка – В давние времена пряжу для вязания не продавали.
Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти.
И с помощью прялки пряли шерсть. И получились нитки.
2. Ухват- Это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и
достают тяжелые чугуны и горшки.
3. Лапти – В древние времена самой распространенной обувью на Руси были «лапти».
4. Угольный утюг - Это тяжёлая коробочка с заострённым носиком,
которая открывалась и закрывалась. В коробочку накладывали горячие угольки.
Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.
5. Чугун – Металлический чугун, в котором готовили обед.
6. Крынка – Для хранения молока и кисломолочных продуктов
использовали специальную посуду - крынку
7. Русская печь в зимнее время в старину была источником света. Печка всегда стоит справа от входа в дом. Печь - это очаг для приготовления пищи, устье (топка), и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь) А зимой в мороз под печкой держали кур. Поверху устья в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для отдыха и сна людей)
8 Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит». Только на Руси пили чай из самовара.
Воспитатель: Ребята, что за чудо что за жар этот русский самовар. Есть очень красивая игра «Самовар». Давайте поиграем.
Самовар - самовар,
У тебя внутри пожар,
А ещё внутри вода,
Чаю хочется попить!
- С чем? ( Водят хоровод и на кого смотрит нос самовара, тот и говорит называя блюдо на что хватит фантазии у детей. Тут важно не повторяться)
Воспитатель: Ой, а здесь еще пустой квадрат? Возможно, это то, чего не могло быть в то время в избе. Что там может быть? (дети находят ноутбук)
Воспитатель: Это и есть очередная подсказка. (на экране русская девушка и мальчик)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экране стол накрыт. В старину говорили: «Гостю на стол лучшее ставь» Видно нас здесь ждали. Какие блюда вы видите? (Ответы детей: чәк-чәк, бәлеш, баурсак, кыстыбый, өчпочмак, гөбадия, кош-теле, вак бәлеш).
- Это блюда какой национальности? (ответы детей).
- Ах проказница Зима, решила нас запутать. В русской избе накрыла стол с татарскими национальными блюдами. Но мы с вами знаем, это блюда татрской национальности.
На экране появляется куклы в татарском национальном костюме
Воспитатель: Давайте найдем кукол татарской национальности и поставим на карту путеводитель.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все наши национальности видны на карте путеводителе. Если вы обратили внимание, мы их обозначили сигнальными флажками чтоб было видно днем. А если мальчик Дуслык прилетит, когда стемнеет? (ответы детей).
- А чтоб видно было и в темноте включим и маячки. Вот видите дети, мы нашли всех друзей, их видно и ночью и днем. (накрыв материалом продемонстрировать в темноте как горят огоньки на карте).
Видеозапись № 3 «Благодарность мальчика Дуслык»
Воспитатель: Проказница зима тоже благодарит Вас и передает Вам посылку.
Дети находят посылку
Воспитатель: Какие необычные лего-человечки. Давайте познакомим их друг с другом. Словесная игра «Скажи правильно, кто ты?»
- Я русский ? А ты кто ?
- Я татарин . А ты кто ?
- Я башкорт. и т. д.
Воспитатель: Ну вот и познакомились!
- А проказница Зима предлагает нам покататься. А что нам для этого нужно? (ответы детей). - Правильно, нам нужна горка. Ребята как вы думаете из чего можно построить горку? (ответы детей)
- У нас на ипподроме тоже строится большая горка. Я предлагаю ее достроить и покататься. А из чего будем строить горку? (ответы детей)
Воспитатель: А, вы внимательно посмотрели посылку? Может там что-то осталось? Вот же есть лего конструктор. А можно из лего делать горку? Давайте попробуем.
Воспитатель: Ребята, говорят два дела сразу не сделаешь, но мы постараемся. Давайте снимем мультфильм, для мальчика Дуслык.
Воспитатель: Ребята, у нас уже есть актеры. Нам нужен оператор. Выберем его считалкой.
Воспитатель: Будем кататься с горки, а оператор нас будет снимать. Покатались? А давайте, с нашими друзьми будет водить хоровод, тут и елка есть
- А теперь ребята сюрприз от оператора. У нас готов мультик про нас. Давайте его посмотрим.
Просмотр мультика
Воспитатель: А все таки здорово у нас получилось. И это ребята благодаря вам. Вы большие умнички. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, кому мы помогли? (ответы детей).
- Ведь не зря говорят, от слова доброго СПАСИБО, растает даже ледяная глыба. Как стало приятно на душе тепло и хорошо, ведь всегда приятно делать добрые дела для кого-то! А у вас тепло на душе?
- Вы добрые, доброжелательные дети и в душе вашей живет доброта. А значит, на нашей малой родине живут добрые, хорошие, воспитанные ребята, я рада этому.
- А теперь, как и полагается, после зимней прогулки предлагаю погреться у самовара и попить чаю.