17-11-2024
Савельева Людмила Владимировна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
«Звуковая культура речи: звук ш»
Воспитатели: Савельева Л.В.
первая квалификационная категория
Цель: Продолжать знакомить со звуком ш, учить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.
Задачи:
1.Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
2.Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
3.Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование: картинки, где в словах есть звук «Ш», игрушка Нюша, паровозик с вагончиками-кармашками для игры «Посади животных в поезд», видео урок артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, видео пальчиковой гимнастики, коробочка с предметами для игры «Что в коробке?», волшебный мешочек с кубиками для игры «Рассмотри и назови», карточки с картинками для игры «Найди лишний предмет», листочки для дыхательной гимнастики.
Структура НОД:
1. Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2. Основная часть
Методические приёмы
1. Артикуляционная гимнастика
2. Отгадывание загадок
3. Знакомство со звуком Ш
4. Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»
5. Работа по картинкам
6. Проговаривание чистоговорок
3. Заключительная часть. Подведение итога НОД
I. Вводная часть
I Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Это воспитатели, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень) А, вот о чем мы поговорим вы узнаете, если отгадаете загадку:
Загадывание загадки об осенних листочках.
Растут — зеленеют.
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья.)
Листопад, листопад, листья по ветру летят
Под ногой шуршат, шуршат
Скоро голый будет сад…
Воспитатель:-Ребята как шуршат листья под ногами? Какой звук мы слышим? (Ш-ш-ш) Ребята как дует ветерок на листочки, давайте подуем.
(Дети берут листочки со стульчиков и после упражнения убирают на столик)
1. Дыхательная гимнастика «Сдуем листик»
Сильный ветер вдруг подул,
И листок на землю сдул.
И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
СТУК В ДВЕРЬ.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется кто-то стучит. Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю кто там стучит.
Воспитатель открывает дверь и вносит гелиевый шарик –смешарик-Нюшу.
Кто это, ребята?
Дети: Нюша. (Нюша плачет).
Воспитатель: Не плачь, Нюшенька, что случилось?
Нюша: Ребята, Нюша говорит, что она гуляла вместе с другими Смешариками, но вдруг налетел сильный ветер и Нюшу унесло далеко, далеко от дома и как теперь попасть ей к друзьям она не знает. Она попросила у ветра отнести ее домой, но он сказал, что отнесет ее к друзья, если она выполнит его задания. А как выполнить она не знает. Вот она и пришла к нам в детский сад, чтобы мы ей помогли.
Воспитатель: Поможем ребята справиться Нюше с заданиями?
Дети: Да.
Воспитатель: Ветер загадал Нюше загадку про птицу, поможем отгадать?
1. Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
1. Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь). Показываю картинку.
Воспитатель: А еще ветер, спросил как он шипит, Нюша пробовала, но у неё не получается.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Нюшу шипеть как гуси. Но сначала сделаем гимнастику для язычка.
1. Артикуляционная гимнастика ВИДЕО УРОК
(Приготовить салфетки для детей, после гимнастики дети вытирают губы)
• «Лошадка» поднять язык к верхнему нёбу и щелкнуть. Повторить 5-6 раз.
• «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• «Вкусное варенье» слизывание варенья с верхней губы язычком, затем круговые движения языком.
• «Лягушка-слон, Чередование: улыбка – трубочка».
• «Качели» Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
Воспитатель. Вот теперь, Нюша пробуй произносить звук «Ш».
Ребята помогайте Нюше.
Дети: произнося звук Ш-Ш-Ш длинно и отрывисто.
Воспитатель: Ну, что Нюша теперь ветер, наверное, отнесет тебя домой?
Ветер, отнесешь Нюшу домой, к друзьям?
Ветер:( голос младшего воспитателя за дверью)
Я могу отправить Нюшу домой, но вам придется помочь ей выполнять задания, вы готовы?
Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания ветра и отправить Нюшу домой?
Дети: ДА.
Ветер: Ну тогда удачи вам. (Дети под музыку выбегают на ковер и играют)
Игра «Воздушный шар»
Воспитатель: -Ребята, Нюша загрустила. Не грусти Нюша мы тебе поможем, но сначало поиграем в игру «Воздушный шар». Давайте мы надуем большой шар. Возьмемся за руки:
«Надувайся, наш шар,
Надувайся большой.
Оставайся такой
И не лопайся!»
Воспитатель: а теперь поиграем!
Давайте устроим соревнование,кто дольше протянет звук-ШШШШ. Как будто мы надули шары, а они потихоньку сдуваются. Поднимите руки вверх и, спуская их медленно, выдувая воздух, произнесите звук «Ш» (игра повторяется 2-3 раза). Ребята, Нюше понравилось как вы надували шары она сказала, что научит своих друзей тоже так играть.
Дети садятся на лавочку.
2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание ветра.
1. Игра «Посади животных в поезд».
Из конверта воспитатель достает картинки разных животных.
Задание: ехать в поезде могут только те животные, в названии которых есть звук «Ш». Дети выбирают животных со звуком «Ш» и сажают в окошечки поезда.
Картинки животных: кошка, лошадь, лиса, мышка, волк, лягушка, петушок и др.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием ветра.
А здесь еще записка, ветер предлагает нам поиграть
Подвижная игра «Ветер и листья».
По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу. Листочки летают и произносят звук: «ш-ш-ш».Играем 2-раза.
(После игры дети садятся на стульчики).
Воспитатель:Второе задание Ветра.
Ветер хочет знать знаете ли вы еще слова со звуком «ш-ш-ш». Слов со звуком "ш" очень много! Но у нас есть задание, вспомнить одежду на звук "ш". Ребята, давайте присядем за столы и поможем Нюше навести прядок, повесим в шкаф одежду со звуком "ш".
2. Интерактивная игра "Поможем Нюше навести порядок". Слайд 10.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с этим заданием ветра.
Воспитатель: Сейчас разомнем наши пальчики и приготовим их к выполнению следующего задания.
3. Пальчиковая гимнастика-«Прогулка в лес» Видео урок
Воспитатель: Третье задание Ветра.
4. Работа по картинкам
Задание - игра «Что в коробке?», «Волшебный мешочек» или «Четвертый лишний». Карточки с картинками-найти лишний предмет.
Дети достают по одному предмету (кубику) из коробки, смотрят на его сторошах картинки, называют предметы и говорят есть в его названии звук «Ш» или нет. Например: шапка-есть, носок-нет, шарф-есть и т.д….
5.Четвертое задание Д/игра «Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
Шампунь, шуба, носки, штаны, сумка, шарик, змея, петрушка, карандаш, пушка, картошка, груша, мяч, брошка, шлем, бусы, неваляшка и др.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с этим заданием ветра. А теперь ветер хочет узнать можете ли вы дружно произносить чистоговорку.
6. Проговаривание чистоговорки:
Ша-ша-ша - наша Маша хороша,
Шо-шо-шо - поет очень хорошо,
Шу-шу-шу - поет песню малышу,
Ши-ши-ши- любят песни малыши.
А теперь давайте повторим все вместе!
Воспитатель: Ребята, ветру понравилось как вы выполняли задания и он предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко»
1. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (Карандаш)
2. Он с бубенчиком в руке,
В красно-синем колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его. (Петрушка)
3. Сегодня все ликуют.
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные. (шары)
III. Заключительная часть. Подведение итога
Воспитатель: Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим этот звук? (Шипение гуся, шелест листьев, когда сдувается шарик и когда произносим слова с этим звуком).
Я думаю, что теперь Ветер отнесет Нюшу домой, ведь мы со всеми заданиями справились.
Ветер: Молодцы ребята, справились с заданиями за это вам от меня сюрприз, он вас ждет в раздевалке. Нюша выходи на улицу, и я тебя отнесу домой. До свидания ребята.
Дети: До свидание ветер.
Воспитатель: Ребята, посмотрим, что за сюрприз нас ждет в раздевалке и Нюша посмотрит. (Воспитатель выходит в раздевалку и приносит шары для каждого ребенка). А теперь давайте попрощаемся с Нюшей.
Дети: До свидания Нюша.
Занятие закончено, дети играют с шариками.