01-12-2024
Вереникина М.Г.
Логопед
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Новые информационные технологии становятся средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи. Повсеместное внедрение компьютерных технологий открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной науки и техники.
Компьютер помогает учителю-логопеду развивать интеллект ребенка, совершенствует и одновременно облегчает весь педагогический процесс, вовлекает, плавно, ненавязчиво, незаметно, самого ребёнка в этот процесс, создаёт элементы развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера становится всё более необходимым. Оно мотивирует обучение, возрастает его эффективность, способствует всестороннему развитию ребенка.
Дети с удовольствием занимаются на компьютере, их не надо «заставлять» это делать, они сами бегут, с удовольствием работают, да , именно работают на компьютере! Существует множество специальных программ, развивающих игр, помогающих при обучении чтению и письму, таких, как «Баба Яга учится читать», «Уроки тётушки Совы. Азбука- малышка», но, как ни странно, самой любимой и используемой в работе стал обычный текстовый редактор, то есть печатание на компьютере.
Дети с нарушениями речи боятся даже начать писать, они волнуются, заранее прогнозируя неуспех. Работа на компьютере частично снимает эти проблемы, ведь не нужно бесконечно писать и переписывать. Сами по себе задания разнообразны и привлекательны, что очень важнодля детей с нарушениями речи, поэтому они вызывают положительные эмоции и неподдельный интерес. Ещё нашим воспитанникам очень нравится то, что в текстовом редакторе легко можно исправить ошибку («чтобы никто не узнал»), заменить слово, вставить пропущенную букву. Не нужно утомительно и долго писать и переписывать. Да и в тетрадях появляются только правильные ответы, без исправлений (распечатываются только верно выполненные задания).
Но мы не можем забывать и о вреде компьютерного излучения, о его влиянии на глаза. Поэтому нужно разумно подходить и к этому вопросу: работа должна быть действительно разнообразной. Через несколько минут нужно обязательно выполнить гимнастику для рук и глаз. В то же время, эта же, казалось бы, элементарная программа помогает учителю - логопеду в работе: при первичном обследовании все данные заносятся и сохраняются в памяти компьютера, затем, при дальнейшей работе, можно сравнивать результаты, выявлять динамику.
Очень удобна она и при ведении документации, оформлении конспектов, подготовке к занятиям: ведь теперь не нужны «горы» бумаги, достаточно диска с электронной картотекой, напечатанными текстами, картинками.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных компьютерных программ (в том числе, и текстовый редактор). Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.